Форма входа

Категории раздела

Хаос [36]
Остин Осман Спейр [5]
Алистер Кроули [3]
Кеннет Грант [5]
Сексуальная магия [5]
Традиционное Колдовство [28]

Поиск

Block title

«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
CURRENT MOON
 

Наша кнопка

Сайт Inverted Tree

Сайт Касталия

Сайт харьковского лагеря ОТО

Магический колледж Телема-93

Анасхор

Lizi Black

Герман Гессе : немецкий писатель

occultlibrary.ru

Svarte Aske

Horus/Maat Lodge

Illuminates Of Thanateros

VELVET REVOLUTION

Конкурс «Оккультное просвещение — 2013»
Четверг, 19.12.2024, 21:10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

         
      

Традиционное Колдовство и Магия Хаоса

Главная » 2009 » Август » 13 » СЖАТЫЙ ХАОС. ВВЕДЕНИЕ В МАГИЮ ХАОСА . Фил Хайн
22:09
СЖАТЫЙ ХАОС. ВВЕДЕНИЕ В МАГИЮ ХАОСА . Фил Хайн
ПРЕДИСЛОВИЕ ПИТЕРА КЭРРОЛЛА
Смена парадигм, которая происходит сейчас в передовых кругах магов, объясняется многими причинами. Символический синкретизм "Золотой Зари" конца девятнадцатого века, соединивший герметические учения эпохи Возрождения и восточную эзотерику, какой она виделась европейским колониальным империям, достиг полного расцвета лишь при Алистере Кроули, который обогатил его гностическими энергетическими практиками, заимствованными из различных культурных источников. Потом был Остин Спейр, сумевший установить основной психотехнический трюк, который лежит в основе всех форм магии, и показавший, что вникать в причудливый символизм магии вовсе не обязательно. Задолго до появления экзистенциализма и постмодернизма Спейр разработал постмодернистский подход к магии.

Общая и специальная теории относительности мало что добавили к эзотерической теории, хотя идея культурного релятивизма проявилась в синкретическом оккультизме задолго до того, как нашла широкое признание в обществе. Зато квантовая физика, еще один столп науки двадцатого столетия, оказывает огромную поддержку многим областям метафизической теории и даже предлагает возможные направления и перспективы ее развития. Пока что аппарат квантовой физики активно используется только в Магии Хаоса. Вскоре после зарождения парадигмы Магии Хаоса появилась математика хаоса, разработанная на основе теории катастроф. Именно она подтвердила гипотезу о том, что должен существовать некий механизм, с помощью которого субатомная неопределенность переносится в макроскопический мир нашего опыта.

Многое из того, что маги двадцатого века считали само собой разумеющимся, происходит от "Золотой Зари" и Алистера Кроули. Многое из того, что станет основой общепринятой магической теории и практики в нынешнем столетии, разовьется на основе внедренных идей и техник, которые разрабатываются в Магии Хаоса сейчас. Эта книга, провозглашающая зарю новой традиции, несомненно, внесет выдающийся вклад в происходящую ныне магическую революцию.

Глава первая
МОЖЕТ ЛИ ХАОС БЫТЬ МАГИЕЙ?


Что такое магия?
Мир полон магии; мы ощущаем это, когда оглядываемся вокруг, поднявшись на горную вершину, или когда испытываем глубокое удовлетворение в конце удачного дня. Магия - это дверь, через которую мы входим в тайну, беспредельность и суть вещей. Мы живем в мире полновластного правления искусственно навязанных нам систем общественного и личного контроля, которые постоянно пичкают нас ложью, и каждый из нас в одиночку беспомощен и бессилен что-либо изменить. Магия - это искусство изменения. Изменения условий жизни в соответствии с развивающимся чувством личной ответственности; изменения мира вокруг себя по собственному выбору; отказа от роли беспомощных винтиков в механизме вселенной. Все действия, направленные на личное или коллективное освобождение, суть действия магические. Магия вводит нас в состояние восторга и экстаза; она наделяет прозрением и пониманием, позволяет нам изменить себя и мир, в котором мы живем. С помощью магии можно исследовать возможности свободы.

Вроде бы все так просто, верно? Так нет же, магию умышленно запутали многословием, превратили в непроходимые джунгли специальных терминов, которые отпугивают непосвященных и служат интересам тех, кто использует этот псевдонаучный жаргон, чтобы преувеличить значение своей деятельности, придать ей законный статус и расширить сферы влияния. Созданы абстрактные духовные пространства, посреди которых возвышаются вавилонские башни "внутренних планов", духовных иерархий и "оккультных истин", но забыта магия окружающего нас мира. Понятие "таинственного" извращено. Мы ищем "тайное знание" в текстах, написанных на мертвых языках, и в и древних гробницах, не замечая тайны самой жизни вокруг нас. Так что забудьте ненадолго все, что вы читали о духовном просветлении, о том, как стать Магом девяносто девятой степени посвящения и о прочей высокопарной белиберде. Магия удивительно проста. Что же она вам предлагает?

Способ освободиться от привитых вам с детства установок и ограничений, которые сужают пределы ваших возможностей.

1. Возможности исследовать вашу жизнь, присмотреться к себе, понять и модифицировать поведение, эмоциональные реакции и модели мышления, которые препятствуют обучению и развитию.
2. Развить уверенность в себе и личную харизму.
3. Расширить ваше представление о возможном, когда ваши душа и разум сосредоточены на каком-то желании.
4. Развить личные способности и восприятие: чем лучше мы видим мир, тем больше понимаем, что он живой.
5. Жить интересно: магия - это то, что доставляет удовольствие.
6. Вызывать изменения в соответствии с вашей волей.

Магия может дать вам все это, и даже больше. Магия - это отношение к жизни, которое начинается с постановки вопросов: Что делать, чтобы выжить? Как я хочу жить? Кем я хочу быть? Определите ваши цели, и магия предложит вам абстрактные средства и техники для их достижения.

Что такое Магия Хаоса?
О чем вы думаете, когда слышите слово "Хаос"?
- "Состояние, в котором роль случая максимальна"
- "Неорганизованное состояние первобытной материи до начала Творения"
- "Беспорядочное состояние"
- "Первопричиной всего был Хаос"
- "Это не анархия, это хаос"
- "В начале был Хаос"
- "Агенты Хаоса испепеляют взглядом всех, кто может их увидеть..." (Хаким Бей, "Хаос: лозунги отнологической анархии")
- "Каждому из нас нужен внутренний Хаос, чтобы дать рождение танцующей звезде" (Ф. Ницше, "Так говорил Заратустра")
- "Материя - это иллюзия, плотность - иллюзия, мы - иллюзия. Реален лишь Хаос" (Норман Спинрад, "Агент Хаоса")
- "В необъятных просторах неба сияет лик Хаоса"

Хаос вмещает в себя все это, и намного больше. При всем различии наших представлений никто из нас не может игнорировать его. В последние двадцать лет Хаос стал синонимом революции в методологии и мышлении; лег в основу развития новой формы науки, новых технологий и нарождающегося нового мировоззрения. Если теория хаоса порождает споры в научном сообществе, то Магия Хаоса вызывает полемику в оккультных кругах. Магию Хаоса клеймят по-разному: это и "английская Телема", и "самое черное колдовство", и "очередной интеллектуальный выверт". Этот переворот в мышлении связан с пониманием несостоятельности научного мировоззрения, установившего общепризнанные границы человеческого опыта. Требуются новые идеи и модели, а также новые способы существования и, что еще важнее, новые способы действия. Магия Хаоса предлагает новый подход к "деланию" магии.

Основные принципы Магии Хаоса
В отличие от магических систем, которые обычно опираются на определенную модель духовной и физической вселенной - например, на Древо Жизни, - Магия Хаоса строится на ряде "центральных принципов", определяющих ее подход к магии в целом (впрочем, это не универсальные аксиомы, так что вы можете со спокойной совестью менять их):

1. Отказ от догматизма. Маги Хаоса стремятся не впадать в догматизм (если только временная система убеждений, которую они приняли, не требует от них проявления догматизма). Вместо догм у них "котмы" (термин, введенный дискордианцами (1), например: "Мы, дискордианцы, должны держаться врозь!". Таким образом, маги Хаоса оставляют за собой право менять взгляды, опровергать самих себя и приводить альтернативные доводы, которые могут быть убедительными или неубедительными. По их мнению, мы тратим много времени и энергии на то, чтобы всегда быть правыми. Что плохого в том, чтобы иногда ошибаться?
2. Личный опыт - превыше всего. Иными словами, никогда никому не верьте на слово, все проверяйте на собственном опыте. Магия жестоко пострадала от "кабинетных теоретиков", которые увековечивали мифы и давно устаревшую информацию только потому, что им было лень самостоятельно экспериментировать. Иногда так и подмывает задать вопрос с неочевидным ответом, чтобы посмотреть, как будут выходить из положения самозваные эксперты. Некоторые скорее захлебнутся словесным поносом, чем признаются в собственном незнании. Истинный же адепт, вероятнее всего, ответит: "А х... его знает". Еще на раннем этапе маги Хаоса сделали удивительное открытие: если очистить любую конкретную технику практической магии от шелухи догматизма, личных убеждений, установок и анекдотов, она становиться очень простой в описании.
3. Техническое мастерство. С ранних времен Магии Хаоса бытует ошибочное мнение, что она предоставляет практикующим полную свободу делать все, что вздумается, особенно не заботясь об оценке и анализе своих действий. Но это не так. Магия Хаоса всегда требовала от практикующих трезвого самоанализа и настаивала на необходимости практиковать техники, с которыми вы экспериментируете, до получения желаемых результатов. Обучение "деланию" магии требует развития целого комплекса умений и способностей, и если вы намерены заниматься всеми этими странными вещами всерьез, не логично ли вкладывать в них все свои силы?
4. Декондиционирование (освобождение от обусловленности). Согласно парадигме Хаоса, одна из первостепенных задач обучающегося мага состоит в полном освобождении от системы убеждений, установок и искусственно навязанных представлений о себе, обществе и мире. Наше эго - это иллюзия устойчивой самости, сохраняющаяся только благодаря постоянным разграничениям вроде "это я, а это не я; это я люблю, а это не люблю". Определенные убеждения относительно политики, религии, свободы воли; половые, расовые, культурные предпочтения и т. п. - все это способствует сохранению устойчивого чувства "я", и даже сами наши слабые попытки разрушить эту устойчивость тоже позволяют нам ощущать себя уникальными индивидуумами. Выполняя упражнения по декондиционированию, мы начинаем расширять трещины в здании нашей консенсусной реальности, а это, можно надеяться, позволит нам меньше привязываться к нашим убеждениям и фантазиям, освобождаться от них или при необходимости модифицировать.
5. Разнообразие подходов. Как уже упоминалось, "традиционные" подходы подразумевают выбор одной конкретной магической системы. Магия же Хаоса приветствует эклектический подход, и ее адепты вольны выбирать любые магические системы, использовать любые религиозные, парапсихологические, литературные, телевизионные темы, и т. д. Если любых двух магов Хаоса спросить, чем они занимаются, вряд ли вы найдете в их ответах что-то общее. Вот почему так трудно дать точное определение Магии Хаоса, и это не очень-то нравится аккуратистам, которые любят, чтобы все подходы к магии были ясными, понятными и четко обозначенными.
6. Гнозис. Умение входить в Измененные Состояния Сознания по желанию - один из ключей к магическим способностям. Мы склонны проводить четкую границу между "обыденным сознанием" и "измененными состояниями сознания". На самом же деле мы постоянно переходим из одних состояний сознания в другие, отличающиеся степенью внимания. Если же говорить о магии, то есть о намеренном вхождении в интенсивные измененные состояния, то у такого "Физиологического Гнозиса" есть два полюса: состояния Торможения и Возбуждения. В первый род состояний человека вводят такие физически "пассивные" техники, как медитация, йога, скраинг (прорицательная работа с магическими кристаллами, хрустальными шарами, зеркалами), созерцание и сенсорная депривация, а во второй - песнопения, барабанный бой, танец, эмоциональное и сексуальное возбуждение.

Краткая история Хаоса
Движение Магии Хаоса зародилось в конце 1970-х годов в Англии. Пока все газеты обсуждали новый феномен панк-рока, а ученые мира осваивали таинственный математический мир фракталов и нелинейной динамики, в дебрях Западного Йоркшира создавался новый подход к магической практике. В это время в английском оккультизме господствовали три направления: популярное "Ведовство", Западная Каббала и Телема. По крайней мере, находилось достаточное количество людей, которым это было настолько интересно, что они даже издавали специальные журналы. В одном из таких журналов, "New Equinox", печатались ранние сочинения Питера Дж. Кэрролла, который считается выдающимся представителем современной Магии Хаоса. К 1978 году появились первые объявления об ордене "Иллюминатов Танатэроса", чьи практики представляли собой смесь шаманизма, даосизма, Тантры и Телемы. Вскоре вышла в свет книга Питера Кэрролла "Liber Null". Хотя в ней излагались основы философии и практические техники Магии Хаоса, само это название не употреблялось. Вскоре Рэй Шервин опубликовал "Книгу результатов", в которой простым и понятным языком объяснял великое магическое изобретение Остина Османа Спейра - магию сигил, или оккультных символов. Многие считают Остина О. Спейра "дедушкой" Магии Хаоса. Превосходный художник-духовидец, маг и спиритист, он был мало кому известен, пока его не вытащил на свет Кеннет Грант. В те времена, когда многие глумились над спиритическими сеансами и "духами-наставниками", отдавая предпочтение сложным розенкрейцеровским церемониям, Спейр писал портреты духов, с которыми общался, и пользовался собственной системой "разумных букв", или сигил, для выражения своих желаний. Спейр весьма прохладно относился к магическим принципам "Золотой Зари" и довольно язвительно о них высказывался в "Книге наслаждения" (1913).

В этой работе (с подзаголовком "Психология экстаза") содержатся основы магической философии Спейра и ключевые практические техники. Это не очень-то легкое чтение, и сам Спейр часто называл свою книгу "непостижимой мистикой". Его словарь огромен, грамматика странна, многие термины употребляются в непривычных значениях. К тому же Спейр не пытался писать в доходчивой манере "учебника", к которой привык современный читатель; "Книга наслаждения" стилистически скорее напоминает древний гримуар, или "колдовскую книгу". К счастью, магия сигил очень хорошо объясняется в "Книге результатов"; кроме того, спейровская концепция алфавита желаний подробно рассматривается в книге "Liber Null".

Большое влияние на развитие Магии Хаоса оказал также Алистер Кроули. Он синтезировал свое магическое мировоззрение (психокосм) на основе знаний и опыта, почерпнутых из различных магических и эзотерических систем - "Золотой зари", йоги, алхимии, Каббалы и других дисциплин. Да и сама жизнь Кроули представляет не меньший интерес, чем его сочинения по магии и мистицизму. Кроули создал свой собственный мир, находившийся за пределами общепринятой морали. Он сознательно стремился к экстремальным переживаниям, скрывая и одновременно открывая себя в самых разных ярких обличьях. Отчасти личность Кроули привлекает современного мага тем, что он создал очень мощный психокосм, выдержавший проверку временем, который продолжает развиваться и принимать различные формы. Кроули не столько "следовал" какой-то традиции, сколько воплощал в себе динамический процесс управления реальностью, выстраивая собственный путь из всего, что случайно оказывалось под рукой.

На ранних этапах Магией Хаоса занималось множество неформальных групп, которые притягивались друг к другу, чтобы вместе опробовать возможности нового течения. Когда "New Equinox" перестал существовать, эти "дети Хаоса" публиковали свои впечатления и ереси на страницах нового британского оккультного журнала "Lamp of Thoth". К первым книгам по Магии Хаоса добавились две магнитофонные записи: "Концепция Хаоса", в которой обсуждались основы Магии Хаоса, и "Камера Хаоса", научно-фантастическая медитация, в которой сочетались образы из сериала "Стар Трек" и книг Майкла Муркока и Герберта Уэллса. Затем издательство "Сорсерерз Эпрентис Пресс" переиздало "Liber Null" и "Книгу результатов", а также опубликовало книгу Пита Кэрролла "Психонавт". Все эти работы наряду со статьями по Магии Хаоса, опубликованными в "Lamp of Thoth", привлекали к движению все больше людей, желавших опробовать новый подход. Благодаря усилиям Ральфа Тегтмайера на Магию Хаоса обратила внимание и континентальная Европа.

Основная идея Магии Хаоса проста: самое главное в магии, как и в сексе, - это практика, никакие теоретизирования и интеллектуальные размышления не заменят реального опыта. Поэтому в "Liber Null" П. Кэрролла был представлен "костяк" магических техник, применение которых позволяет внести желаемые изменения в жизнь практикующего. Автор "Liber Null" объяснял, что он намеренно сосредоточил все внимание на техниках, так как в разных системах магии при всем различии символов, верований и догм, по существу, используются одинаковые практические методы. Вы можете выбирать любую систему символов, какую хотите, поскольку опутывающая их паутина веры представляет собой лишь средство для достижения цели, а не саму цель (подробнее поговорим об этом чуть позже).

Глубокое влияние на развитие Магии Хаоса оказали работы Роберта Антона Уилсона и Компании, и особенно Дискордианского Общества, члены которого почитают греческую богиню Хаоса Эриду. Дискордианцы заметили, что Магия Хаоса с ее юмором, шутовством и абсолютной беззаботностью весьма сильно отличалась от классической магии с ее "мрачной серьезностью и значительностью". У оккультистов всегда была (и сейчас остается) склонность считать себя избранными людьми, элитой посвященных. По словам самих дискордианцев, Дискордианское Общество - это "племя философов, богословов, магов, ученых, художников, шутов и тому подобных маньяков, которых интересует Богиня Беспорядка Эрида и Ее деяния". Широкая публика впервые узнала о существовании Дискордианского Общества из потрясающей трилогии Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши "Иллюминатус", а также из книги Малаклипса Младшего "Principia Discordia", в которой формулируются основные принципы Дискордианской Религии, основанной на почитании греческой богини Эриды.

По преданию, Эрида была дочерью Ночи и женой Хроноса. Она породила целую шайку богов: Скорби, Забывчивости, Голода, Болезней, Битв, Убийств, Лжи; милейшие детки! Древние греки приписывали все огорчения и раздоры проискам Эриды. Когда античные государства пали, Эрида исчезла, хотя и подозревают, что именно она приложила руку к "проявлению" первых бюрократий, анкет в трех экземплярах и страховых компаний. Долгое время ее никто не встречал на борту космического корабля Гея, пока, наконец, в самом конце пятидесятых годов двадцатого века она не явилась двум молодым калифорнийцам, которые со временем прославились под именами Омар Равенхурст и Малаклипс Младший. Эрида назначила их Хранителями Священного Хаоса и поручила им "передать ограниченным людям, что нет никаких правил, если только они сами не придумают себе правила". После чего Омар и Мал назначили друг друга Верховными Жрецами собственного безумия и основали Общество Дискордии. С тех пор слава Эриды неуклонно росла и из богини, о которой упоминалось лишь в исторических сносках, она превратилась в мифическую суперзвезду. А дискордианское движение, если верить в то, что оно действительно существует, ширится по обе стороны Атлантики, чему чрезвычайно способствует дискордианская тактика объявления всех и каждого подлинным Папой. Все больше людей разделяет религиозную идею прославления беспорядка и безумия. Эрида фигурирует в центральном древнегреческом мифе из нескончаемого сериала "Гора Олимп - обитель Богов", в эпизоде, послужившем причиной Троянской войны. Согласно мифу, Зевс устроил прием и не пожелал пригласить Эриду, поскольку там, где она появлялась, начинались распри. Вне себя от такого оскорбления, Эрида сделала золотое яблоко и, написав на нем "Прекраснейшей", вбросила его в зал, где собрались гости. Три приглашенные богини, Афина, Гера и Афродита, начали претендовать на это яблоко, устроили потасовку и даже начали кидаться тарелками. Чтобы уладить спор, Зевс приказал всем трем подчиниться суждению смертного, который выберет "прекраснейшую", и объявил, что этим смертным будет Парис, сыр царя Трои. Зевс поручил Гермесу препроводить всех трех богинь к Парису, но каждая из богинь, стремясь перехитрить остальных, улизнула пораньше, чтобы подкупить Париса. Афина предложила ему победу в сражении, Гера обещала огромное богатство, а Афродита, "ослабив завязки и пояс туники", посулила Парису самую прекрасную из смертных женщин. Так Афродита получила яблоко, а Парис бежал с Еленой, которая, увы, оказалась женой Менелая, царя Спарты. Благодаря вмешательству Афины и Геры началась война, а остальное, как говорится, - уже история.

Сейчас, в эпоху большей терпимости к хаосу, Эрида несколько приутихла. Современные дискордианцы приписывают ее вмешательству все "странности", которые происходят в их жизни, синхронистичности и необъяснимые происшествия, творческие порывы вдохновения и безумные вечеринки. Конечно, временами Эрида становится стервозной, но с кем не бывает? Именно дискордианцы показали, что в длинный список противоположностей, которым так любили пользоваться оккультисты, не вошла пара "шутливость - серьезность". Юмор важен для магии. Как однажды сказал мой коллега, мы слишком много значим, чтобы принимать себя всерьез. Некоторые члены "Пакта Иллюминатов Танатэроса" с помощью смеха избавляют людей от разных форм зависимости. А что лучше смеха может поставить на место напыщенных и преисполненных собственной важности оккультных пустозвонов, на которых периодически натыкаешься? Внимание: ритуалы, выполняемые с глупым лицом, могут оказаться не менее эффективными, чем ритуалы, выполняемые с лицом серьезным. Магия - это удовольствие, иначе зачем ею заниматься?

В отличие от множества магических систем, которые не могут обойтись без славного исторического или мифического прошлого (Атлантида, Лемурия, Альбион и т. п.), Магия Хаоса создана на основе научной фантастики, квантовой физики и всего остального по вкусу практикующих. Вместо попытки восстанавливать и сохранять традицию, которая связывает ее с прошлым (и былой славой), Магия Хаоса дает возможность практикующим использовать все, что они считают необходимым, в их временной системе убеждений и символов. Главное - это полученные результаты, а не "аутентичность" рабочей системы. Таким образом, Магию Хаоса нельзя считать системой, поскольку она использует другие системы и приветствует изобретение новых, что придает ей поистине постмодернистский характер.

Понятно, что Магия Хаоса не могла не приобрести "зловещую" репутацию. Этому способствовали три фактора. Во-первых, ее подход к магии "Сделай сам: выбирай и смешивай" не одобряли "традиционалистские" школы. Во-вторых, многие люди считали слово "Хаос" синонимом "анархии", что вызывало массу самых разных негативных ассоциаций. И, в-третьих, некоторые публикации по Магии Хаоса расхваливались как "кощунственные, зловещие и опасные", хотя таковыми и не были, и это привлекало тех, чье эго жаждало темной славы. Хотя на заре Магии Хаоса существовали организации сатанистов, они, безусловно, не пропагандировали себя столь активно, как другие оккультные группы. Поэтому Магия Хаоса привлекала к себе внимание не только тех, кому нужна была "чернуха", но и тех, кому нужен был "сатанинский оппонент", чтобы ощущать себя "девственно-белыми".

Примечательно, что с самого начала Магию Хаоса считали "экспериментальным полигоном", на котором проверялась эффективность не только магических техник и практик, но и огромного числа концепций, которые многими людьми, изучавшими оккультизм, слепо принимались за "истину". Конец 1980-х годов ознаменовался новым всплеском интереса к Магии Хаоса. Начали выходить специальные оккультные журналы, например, "Chaos International", в которых практикующие маги-хаотисты публично сообщали о своих технических и философских открытиях. В этот период резко увеличился интерес к оккультизму, появились вполне доступные по цене персональные электронные издательские системы, сыгравшие не последнюю роль в широком распространении электронного "самиздата" и увеличении количества крупных специализированных оккультных журналов. Разделение эзотерической науки на отдельные (и практически взаимоисключающие друг друга) ветви продолжалось, и в конце 1980-х произошел также всплеск интереса к шаманизму. Расширению оккультных движений весьма способствовал такой важный, но часто недооцениваемый фактор, как доступность информации. Зайдя в книжный магазин, в котором продается оккультная литература, вы найдете на полках массу книг по любому предмету, от астрологии до дзэн-буддизма. Увы, пока что популярность Магии Хаоса не достигла столь высокого уровня. Но ее идеи распространяются из уст в уста, по информационным каналам Интернета, в малотиражных книгах и специальных журналах. В субкультуре, где по коммерческим соображениям создается иллюзия "обособленности" оккультных традиций и школ, тексты по Магии Хаоса направлены на объединение самых разных подходов и взаимодействие между условными секторами рынка оккультных убеждений.

Развитие науки о хаосе и Магии Хаоса происходит удивительно синхронно и сопровождается поразительными совпадениями. Например, в 1987 году университет Лидса (Англия) устроил выставку научных возможностей Хаоса. Позже в том же году Лидс стал местом проведения первого "симпозиума по Магии Хаоса", и выяснилось, что это настоящий центр активности магов-хаотистов: именно в этом городе работали такие группы, как выше упомянутый орден "Иллюминаты Танатэроса" (IOT), "Круг Хаоса" и "Орден нейромантов Лидса".

Каким-то магическим образом слово "Хаос" стало модной "фишкой" девяностых. Фрактальные узоры переползали с экранов компьютеров на футболки, афиши рэйвов и открытки. Сейчас наука о хаосе, которая называется нелинейной динамикой, находит применение в различных областях знания - от экономики до лингвистики, - а ее основы широко популяризированы Ианом Малкольмом в фильме Спилберга "Парк юрского периода". В свое время распространение персональных компьютеров способствовало пересмотру научной парадигмы, в результате чего возникла наука о хаосе. Практическое применение принципа Хаоса тоже не могло не отразиться на дальнейшем развитии компьютерных технологий - взять хотя бы фрактальное сжатие данных. На очень фундаментальном уровне Хаос бросает вызов нашему привычному способу восприятия мира.

Фрактальная логика
Фракталы сейчас стали не только иллюстрацией принципов новых развивающихся наук, но и излюбленными символами поп-культуры. Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому. Сам термин "фрактал" означает "дробный". Когда вы всматриваетесь во фрактальную форму, то видите одну и ту же структуру независимо от степени увеличения. Такое подобие можно увидеть в природе, рассматривая при разном приближении горы, облака и береговые линии. Его можно встретить, исследуя формы молекул или галактик. Фрактальность стремительно становится одной из самых емких метафор для объяснения и понимания мира. Можно смоделировать сознание как фрактал. Безусловно, большая часть знаний появляется в нашей голове точно так же, как моделируется фрактал на экране компьютера. Рассмотрим это на примере процесса творческого мышления. У нас есть разрозненные мысли; постепенно они увязываются друг с другом, выстраиваются в какое-то подобие системы, и вдруг проступают "четкие очертания" новой идеи. То, как мы смотрим на что-то, определяет возможные варианты того, что мы найдем. Если человек широко образован и внимателен, если его кругозор не ограничен, а знания не узко специализированы, он увидит много общего в представлениях, которые лежат в основе различных дисциплин и специальностей. Точно также можно найти много общего в представлениях, возникающих в различных культурах и в разные исторические моменты. В каком-то смысле фрактал символизирует представление двадцатого века о том, что на каком-то уровне в любой момент времени все сущее взаимосвязано.

Теория хаоса - это теория многих дисциплин. Она применяется во многих областях знания - от изучения эпилепсии до колебания курсов ценных бумаг на фондовой бирже. Но самые поразительные выводы, к которым приходит теория хаоса, касаются нашего внутреннего восприятия мира на повседневном уровне. Мы считаем вполне "естественным", что события развиваются в логической, линейной последовательности, а если нечто выбивается из такой последовательности, мы считаем это аномалией. Такая линейность отражается во всем, от математики до беллетристики, доходя до уровня, на котором представление о линейности мира срастается с нашим сознанием и считается само собой разумеющимся. Мы представляем наше восприятие мира именно таким, но это не значит, что в реальности мы воспринимаем мир именно так. В каком-то смысле теория хаоса показывает нам очевидное: одно событие может изменить последующие события и оказать колоссальное влияние на нас. Например, мы считаем, что день ото дня не меняемся, оставаясь "самими собой", а меняемся только по прошествии долгого периода времени. Теория хаоса показывает внутреннюю сложность, которая скрывается за кажущейся внешней простотой. Обратите внимание, как мы моделируем наше сознание. Мы говорим о "нормальном" сознании, а все, что от него отличается, называем "измененными состояниями сознания". Но ведь мы непрерывно переходим из одного состояния сознания в другое, то осознавая, то переставая осознавать все, что происходит вокруг. Мы погружаемся в воспоминания, фантазируем, фокусируем внимание на фрагменте внутреннего диалога, на какой-то мелодии или песенке из рекламного ролика, мы грезим наяву, продумываем возможные варианты развития событий в ближайшем будущем, и так далее. Когда вы задумаетесь, что в каждый момент времени ваше сознание одновременно блуждает по многим направлениям, "нормальное сознание" покажется вам фикцией. Сознание работает не в дискретном, а в аналоговом (т. е. непрерывном) режиме.

Полезность теории хаоса как модели заключается в том, что она, в отличие от предыдущих теорий, способна приближенно моделировать огромное множество явлений. Наука, существовавшая до развития теории хаоса, рассматривала все явления в отрыве друг от друга, то есть выделяла один элемент события или ситуации и подробно его изучала. Например, типичный подход к изучению аппарата нашего чувственного восприятия сводится к изучению каждого органа чувств в отдельности. Мы можем многое узнать о каждом отдельном органе чувств, но разве такой метод точно описывает наше восприятие мира? Человек постоянно совершает ошибку, когда путает карту с территорией, то есть ведет себя так, словно модели, которые мы используем для интерпретации нашего опыта, представляют собой реальный опыт. Согласно теории хаоса, ни одна модель не в состоянии описать какое-то явление совершенно точно: она способна дать нам лишь приблизительное представление об этом явлении. Принцип неопределенности Гейзенберга продемонстрировал эту концепцию на математическом уровне.

Хасану-и-Саббаху, основателю ордена Ассасинов, приписывается знаменитая фраза, которая стала девизом магов Хаоса и которую можно считать еще одной формулировкой принципа неопределенности: "Ничто не истинно, все разрешено". Если "ничто не истинно", то вопросы о "доказательстве" становятся излишними, а ответственность - "разрешение" - за собственные действия и убеждения несет сам человек. Если "ничто не истинно", то все становится искусством, игрой, фантазией. Поэтому вы свободны в выборе убеждений и установок и не должны ощущать необходимость доказывать их "истинность" или научную достоверность. Вроде бы весьма очевидная мысль, но почему-то мы ведем себя так, словно находимся в противоположной ситуации. Отдельные "истины", которые носят основополагающий характер, продолжают существовать только потому, что безжалостно игнорируются факты, не соответствующие любой конкретной системе убеждений. Таким же образом сохраняется верность убеждениям даже при относительном отсутствии поддерживающих их доказательств. Магия Хаоса признает могущество и гибкость убеждений, и поэтому пользуется убеждениями как инструментом магической деятельности. Тот факт, что мы легко позволяем убеждениям лечь в основу нашей интерпретации реальности, дает нам возможность манипулировать этой способностью в магических целях.

Магические модели
Наблюдаемые сдвиги в научной парадигме повлекли за собой изменение общей концепции магии. До последнего времени (в широком историческом смысле) люди, практикующие магию, придерживались "Духовной" Модели, согласно которой Иные Миры реальны и населены различными пантеонами дискретных сущностей: элементалов, демонов, ангелов, богинь, богов и т. п. Задача мага или шамана заключается в том, чтобы разработать (или получить в наследство) карту маршрутов в Иных Мирах и завести там друзей (или войти в контакт с родственниками). Выполняя эти задачи, он вынужден взаимодействовать с духами определенным образом, чтобы заставить их выполнить его волю. Поэтому священники молятся, шаманы употребляют священные грибы, чтобы встретиться с предками, а демонологи выкрикивают страшными голосами ветхозаветные тексты, угрозами заставляя сущностей подчиняться им.

К началу восемнадцатого века, когда происходило зарождение точной науки, на Западе распространилась теория "животного магнетизма", первая "Энергетическая" Модель магии. Эта модель указывает на существование "тонких энергий", которыми можно манипулировать при помощи ряда техник. Затем появились Бульвер-Литтон с его идеей энергии вриль, Элифас Леви с астральным светом, медиумы с их эктоплазмой, адаптированные для Запада теории праны, чакр и кундалини и, наконец, Вильгельм Рейх с его энергией оргон.

Очередной виток развития магии происходил на фоне популяризации психологии - главным образом благодаря психоаналитическим "вывертам" Фрейда, Юнга и компании. На этом этапе Иные Миры превратились в миры внутренние, демоны переселились в подсознание, а Скрытые Учителя оказались проявлениями "Высшего Я". Для ряда последующих сторонников этой модели карты Таро из магической и прорицательной системы превратились в "инструменты" личной трансформации, а богини и боги перешли из разряда "реальных" сущностей в психологические символы, или архетипы.

Сейчас, когда мы начинаем жить в информационной культуре, большие перспективы сулит парадигма "Кибернетической" Модели. Эта модель утверждает, что независимо от нашего чувственного восприятия реальная Вселенная по природе стохастична. Магия - это набор техник, вызывающих нейрологический шторм в сознании, из-за которого возникают микроскопические флуктуации во Вселенной, а они в конце концов приводят макроскопическим изменениям - в соответствии с намерениям мага. Именно в этом состоит суть "эффекта бабочки" .
У каждой модели есть свои притягательные стороны, как есть свои приверженцы и противники. Во многих оккультных учебниках довольно успешно уживаются элементы Духовной, Энергетической и Психологической Моделей. Если когда-нибудь вам доведется "объяснять" все эти непонятные вещи скептику или твердолобому материалисту, возьмите за основу Психологическую Модель. Современные люди, которые придерживаются Духовной Модели (если только они не сторонники "языческих" или "оккультных" убеждений), считают, что обладают исключительным правом на использование духов! Если вы имеете дело с компьютерным или фрактальным фанатом, обязательно излагайте ему "киберпанковскую" парадигму. Если же говорить об ученых, то они вообще признают что-то лишь в том случае, если это "рационально обосновано". Например, до недавнего времени, пока не появилась теория эндорфинной стимуляции, научный истеблишмент с большим пренебрежением относился к акупунктуре, которая объяснялась на основе Энергетической Модели. Теперь же набор иголок есть в физиотерапевтическом отделении любой больницы.
Хотя маги склонны привязываться к любимой модели, гораздо полезнее пла
вно менять модели в зависимости от обстоятельств. Некоторые модели "лучше" других объясняют некоторые аспекты магии. "Духовная", и самая старая, модель способна объяснить чуть ли не любой аспект.
Категория: Хаос | Просмотров: 4028 | Добавил: Helm | Теги: сжатый хаос
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]