В
1890 году Джеймс Джордж Фрэзер, английский социолог и антрополог, опубликовал
«Золотую ветвь», антропологическое исследование связей между магией,
фольклором, религией и наукой в разных культурах всех континентов. Хотя книга и
написана с типично рационалистской точки зрения, которой придерживалось
большинство английский ученых-позитивистов того времени, в ней содержится
бесценное описание множества магических практик в нескольких культурах, и она
стала обязательной для прочтения для каждого оккультиста начала 20 века.
Поэтому можно предположить, что и Остин Спеар прочел ее.
В «Золотой ветви» есть глава, посвященная древесным культам, где предлагается
несколько взглядов на идеи, превалирующие в ритуалах, посвященных деревьям. В
некоторых культурах доминирующее понимание древесных духов таково: дух заключен
в дереве, он оживляет дерево и умирает, когда умирает дерево; в то же время
носители других культур полагают, что дерево является не телом духа, а местом
его пребывания, и дух может входить в дерево и покидать его по собственной
воле. После такого введения Фрэзер уточняет сведения о древесных культах и
заключает, что эти духи имеют власть над погодой, дождем, размножением скота,
обилием урожая, человеческим воспроизводством – то есть они управляют
произведением потомства. Следовательно, духи деревьев играют трансцендентальную
роль в некоторых ритуалах, предназначенных для гарантирования успешности
человеческого, животного и растительного размножения.
В некоторых случаях дух дерева одновременно символически представлен и в
растительной, и в человеческой форме. Они соседствуют друг с другом, выражая
таким образом тесную связь, как если бы одна была объяснением другой.
Фактически большинство древесных культов представляет дух дерева в человеческой
форме, а во время каждого весеннего солнцестояния совершается процессия, во
главе которой идет человек, одетый деревом (то есть покрытый листьями и
ветками). Этот человек на время церемонии получает имя дерева, и стираются все
различия между его личностью и деревом. Мужчина-дерево или женщина-дерево не
представляют дерево – они и есть дерево на время процессии, так что их дух –
это древесный дух, источник изобилия и плодородия. Это «идущее дерево» обычно
идет через деревню, получая различные подарки от жителей, и эти подношения
относятся к тому, в чем проявляется плодородие [a].
Культ Зос Киа, как его определял AOS, есть культ, посвященный телу как целому,
Zos; это Совокупное тело вмещает в себя как физическую, так и психическую
сторону тела (то есть сам разум); с другой стороны – это культ Киа – имя,
которое AOS использовал произвольно [1], чтобы определить «Атмосферное Я»,
которое есть ни одна вещь – ни другая (Ни-Ни), или, как сказал AOS, «абсолютная
свобода, которая, будучи свободной, достаточно могущественна, чтобы быть
реальностью». Зос – это активный аспект, который можно также назвать Волей, Киа
– пассивный аспект, воображение, вмещающее в себя все сны и возможности.
Тем не менее, Культ Зос Киа не является дуальной системой, но системой,
основанной на крайнем монизме; Зос и Киа объединяются посредством Новой
Сексуальности, называемой «Новой», потому что она всегда остается идентичной
самой себе, никогда не изменяясь. Новая Сексуальность – это не неизменный
закон, но абсолютное отсутствие закона, великая пустота. Это не двойственная
сексуальность, но монизм великой пустоты того, что есть ни–ни.
Новая Сексуальность – это столкновение Зос и Киа, встреча, которая выражается в
Состоянии Смерти, состоянии высшего единения, в котором превзойден любой
дуализм. Это преодоление осуществляется не посредством объединения
противоположностей, но их отрицанием, пустотой. Если вспомнить другую фразу
AOS: «Нет ни тебя, ни меня, ни третьей персоны – это освобождает сознание путем
единения Я и Самости, и не будет предела сознанию в сексуальности. Изоляции в
экстазе, финального стимула, достаточно – но порождай в одиночестве!» [2], то
не трудно понять, почему Остина Спеара вдохновлял древесный культ и ритуалы
«человека-дерева», или «идущего дерева».
Ненадолго возвращаясь к «Золотой ветви» Фрэзера, вспомним три примера,
предлагаемых книгой, о том, в чем выражается культ деревьев:
a) анимизм, при котором дух, чьи функции – вызывать или гарантировать
плодородие, поселяется в дереве;
b) взаимность, при которой человек, поставленный в один ряд с деревом, служит
для того, чтобы каждый из них взаимно объяснял другого;
c) подобие ритуалам, направленным на достижение изобилия, в которых переодетый
человек трансформируется в дерево, и его дух становится древесным духом,
источником плодородия; в таком виде он ходит по деревне, чтобы распространить
плодородие.
Конечно, эти три случая не проявляются изолированно – в большей или меньшей
степени эти формы присущи каждому древесному культу. Дерево пребывает в
постоянном Состоянии Смерти, в неизменном контакте с древесным духом, Киа; это
превосходный символ Новой Сексуальности. Можно сказать, что телом дерева (его
стволом, ветками, листьями и т.д.) является Зос, а древесный дух – это Киа,
дух, который, хотя и «населяет» дерево, но в то же время и превосходит его –
если бы это было не так, не было бы смысла его вызывать, чтобы способствовать
плодородию чего-то, отличного от самого дерева. Конечно, древесный дух – это
«Атмосферное Я» дерева, которое и находится в дереве, и нет… или точнее –
находится ни внутри, ни снаружи дерева.
Теперь легче понять эти слова из «Средоточия жизни»: «Живи как идущее дерево!»
и «Порождай в одиночестве!». Эти «люди-деревья», которыми овладел древесный дух
(«Атмосферное Я»), идущие через деревню, чтобы распространить плодородие на все
вещи, – прекрасная аллегория Культа Зос Киа: экстатическое удовлетворение
экстаза, распространяемое на все вещи как плодородие.
Kzwleh Elagabalus - 11/06/00
Примечания:
[1] Некоторые авторы полагают, что «Киа» – не произвольное имя, а
транслитерация Коф Йод Алеф, которая равняется 111
[2] «Средоточие жизни», Афоризм I
Примечание переводчика:
[a] Плодородие, изобилие как абстрактные понятия могут быть выражены в обилии пищи,
большом количестве потомства людей и животных, материальном благополучии
вообще. С ними связаны такие подношения, как свиная грудинка (упомянута у
Фрэзера несколько раз), яйцо (универсальный символ воспроизводства и
цикличности "рождение-смерть-рождение") и деньги.
Стремиться к состоянию дерева, на мой взгляд, следует хотябы потому, что деревья являются самыми долгоживущими существами на этой планете Кроме того, ключ к трансформации человека может быть заложен именно в дереве, если исходить из идеи Древа Сфирот.
Насчет Спейра я не знаю, есть ли у него ритуалы , связанные с деревьями. Вообще, у К.К есть техники взаимодействия с ними. Кроме того, мне кажется, что узнать тайны дерева можно только эмпирическим путем. Например можно завести себе друга-дерево . Хотя, в растительном царстве нам сложно найти друзей. К этому надо подходить осторожно. Вначале погулять по лесу или парку, прислушаться к ощущениям. Если будет отклик от какого либо дерева, нужно ходить к нему в течение долгого времени, несколько недель, но не подходить близко. Внимание дерева работает иначе, чем у человека и для того, чтоб оно тебя заметило, нужно время. Затем приходить к дереву и стоять рядом. Это своего рода медитация. Однажды ты сможешь положить на дерево руку. И не надо его хватать и обнимать. Тебе ведь не донор нужен, а друг. Если удастся установить эти особые отношения, дерево будет присутствовать в твоих сновидениях и учить тебя.
Интересная статья. Кто бы мог подумать что деревья имеют влияние на столь многое. Мы живем в мире дуальности. Совершенствование, видимо, подразумевает выход за рамки добра и зла. На мой взгляд, деревья находятся в том универсальном состоянии, которое существует за пределами всех разделений. Возможно, сонастройка с деревом может привести человека в это универсальное состояние, или хотябы приблизить к нему. Хотелось бы узнать, были ли еще упоминания о деревьях или связанных с ними ритуалами у AOS.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]