Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Block title | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Архив записей |
---|
Статистика |
---|
Наша кнопка |
---|
08:53 Кундалини: персональный взгляд Фил Хайн |
1. Введение Пробуждение Кундалини, или Огненной Змеи – центральный пункт современной Магики, позаимствовавшей эту концепцию из тантрических практик. Хотя впервые этой концепцией с западными оккультистами поделились теософы, такие, как Алиса Бейли и Ч.У.Лидбитер, потребовались дождаться более подробных работ Артура Авалона и Алистера Кроули, чтобы вовлечь значительное количество западных оккультистов в исследование этого опыта. Кроули, в частности, разрабатывал синтез западных и восточных магических практик, и снабдил будущих оккультистов интегральным подходом к опыту Кундалини, идентифицировав его как центральную «магическую силу» в организме человека. Эксперименты Кроули, как с психоактивными препаратами, так и с сексуальной магикой, были весьма далеки от «духовного аскетизма», исповедуемого множеством его современников. В то время, как «духовность» повсеместно рассматривали с философской точки зрения, отвергая физический и соматический аспекты переживаний, Кроули заложил основы западного подхода к развитию, который объединил вместе психические и соматические области опыта. И только с наступлением шестидесятых, с приходом «психеделической эпохи», такой подход удостоился повсеместного (и серьёзного) внимания. Шестидесятые открывали путь тому, что Тимоти Лири называл «гедонистической технологией» - доступ к удовольствию без границ посредством препаратов, сексуальности, танца, музыки, массажа, йоги и диеты. «Психеделическая Эпоха» принесла также и великое «оккультное Возрождение», с обстрившимся интересом к гедонистически ориентированной магике, такой как Тантра и учение Телемы Кроули. Такое взрывное расширение сознания привело к развитию магической мысли и практики в 1970-х, в частности, нужно упомянуть проведённые Кеннетом Грантом исследования тантрических доктрин, работ Кроули и Аустина Османа Спэра. Телемически ориентированные журналы вроде SOThIS, Agape, The New Equinox обозначили ключевые пункты эволюции магических техник и соображений. Осознание физиологической природы предельных состояний сознания стало значительным шагом вперёд, и магика начала всё больше рассматриваться как подход к развитию и интеграции внутреннего, ментального опыта, и телесного осознания. «Потенцию» теперь помещали скорее внутри индивидуальности, чем приписывали её какой-то внешней силе. Со времён шестидесятых, «пробуждение» Кундалини стало опытом, которого ищут многие последователи западной традиции. Магика – это одна из главных дорог, йога – другая, есть, кроме того, экстатические культы, возглавляемые всевозможными гуру. По данному вопросу накоплен огромный объём информации, в диапазоне от крайне специфических авторов вроде Кеннета Гранта, и до популярных работ по кундалини-йоге и пособий по тантрическому сексу. Как это случилось и с множеством других оккультных идей, сейчас мы имеем, среди прочего, кучу книг, написанных «на диване», когда автор развивает конкретный взгляд на предмет, не имеющий отношения к непосредственному опыту. Это привело к множеству ошибок и непониманий, связанных с природой Кундалини и соответствующих переживаний. Сила этих переживаний, их способность трансформировать сознание в его различных аспектах очевидна, кажется, практически для всех, однако многие авторы предостерегают против занятий кундалини-йогой, в то время как другие пытаются делать вид, будто нужно немногим более, чем несколько базовых асан йоги, и полный желания партнёр (как правило) противоположного пола. Это ваша Кундалини пробуждается, или вы просто так рады меня видеть? 2. Личный Опыт Так что же подразумевается под термином «переживание Кундалини»? Кундалини это слово санскрита, которое можно перевести как «спиральный подъём» (coiled up). Кундалини во множестве тантрических иллюстраций представлена как спящая в самом основании позвоночника змея, свернувшаяся в три с половиной витка. Популярный взгляд на Кундалини таков: это дремлющая сила, которая лежит в ожидании момента, когда произойдёт её освобождение с помощью различных методов. «Змеиная сила», будучи пробужденной, распрямляется вдоль центрального канала позвоночника, проходя через чакры (центры психической энергии), пока не достигнет теменной чакры – и тогда йогин достигает «просветления». Звучит достаточно прямолинейно, не так ли? Однако опыт кундалини представляет собой гораздо более сложное явление. Кажется, теряется даже согласованный взгляд на этот вопрос, стоит только попробовать копнуть поглубже. Западные учёные и восточные мистики, древние старцы и современные исследователи – все они придумали массу различных объяснений того, что же это за кундалини такая. И, как и с любым другим «оккультным» опытом, наиболее полезный подход здесь – исходить из личного опыта; что касается Кундалини, то личный непосредственный опыт изменил моё отношение к этому вопросу (и заодно много всего ещё) и направил на путь поиска своих собственных ответов. Когда я впервые столкнулся с темой Кундалини, в работах Кеннета Гранта и Гопи Кришны, я выработал неправильную концепцию, согласно которой это было нечто, чего стоило определённо избегать до тех пор, пока я не стану «более продвинутым» в отношении магических и йогических навыков. И что же случилось? – У меня случился опыт Кундалини. Шок и ужас! Это произошло после долгого периода занятий бхакти-йогой во имя богини Кали, кульминацией которого стали очень живые видения «смерти-возрождения», с образами погребения заживо под каменной плитой, и воссоздания вновь. Переживание Кундалини произошло семь дней спустя. Весь день я испытывал сильный дискомфорт, будучи не в состоянии определить точную причину этого. Вечером я медитировал в присутствии Жрицы Ворон (Priestess Raven). Внезапно я почувствовал то, что могу определить только как припадок – мышцы начали судорожно сокращаться, зубы стучать, меня бросало в жар и холод, и когда мой позвоночник выгнулся дугой назад, я начал интенсивно дышать. Ворон уложила меня и помогла расслабиться, чтобы «пройти через это». «Приступ» длился около двадцати минут, и когда он утих, я почувствовал сильную слабость и головокружение. Ворон, которая была квалифицированным учителем йоги более 20 лет, с опытом хатха- и раджа-йоги, заметила, что, как ей показалось, это "Змея пришла в движение». Это переживание было резким, крайне физиологическим, и не поддавалось сознательному контролю. Все предрассудки, которые были у меня по поводу Кундалини (и по поводу контролирования этого переживания) внезапно разлетелись вдребезги. А под поверхностью замешательства, в котором я пребывал на сознательном уровне, находилась интуитивная уверенность в том, что всё случившееся было «правильным». Следующие 28 дней и Ворон, и я испытывали «острые» признаки активности Кундалини – характерные мускульные спазмы в основании позвоночника, эйфорию, внетелесные переживания и галлюцинации. Вот отчёт об одном из самых дезориентирующих эпизодов. 10.05.1984, начало примерно в 23.30 Началось с крика в моей голове – «крик Кали» - как мне кажется. Он продолжался снова и снова, казалось целую вечность, пока я не перестал слышать его – но продолжал чувствовать и видеть – белый свет, низвергающийся по моему позвоночнику вниз в нижнюю чакру, открывшуюся со вспышкой. Чувство холода медленно распространилось по моему телу – казалось, осветился каждый отдельный нерв. Очень «резкое» чувство диссоциации последовало за этим. Когда я закрыл глаза, оно вдруг превратилось в ощущение высокоскоростного водоворота, сопровождаемое цветными вихрями. Я вскоре выпустил из внимания остальных людей в комнате, и сел в позу лотоса, как лучшую позу чтобы «собраться». Так продолжалось более часа. Примерно в это же время, Ворон переживала видения Кали, сопровождаемые интенсивными ощущениями. Она «слышала» волчий вой, и её кошка боялась её и не приближалась к ней. Когда интенсивная фаза Кундалини утихла, мы попробовали как-то осмыслить всё это, что привело меня к новому взгляду на Кундалини. Первое, что нужно заметить – Кундалини нельзя рассматривать как изолированную область оккультных переживаний. Хотя об этом часто пишут именно в таком духе. То, что Кундалини может быть «пробуждена» с помощью множества различных техник (йоги, танца, барабанного боя, интенсивного религиозного поклонения (бхакти), сексуальных асан, различных медитаций и использования психоавтивных агентов), характеризует её как центральное звено, ядро трансформационного и магического опыта. Когда я впервые испытал сильное переживание этого типа, я никак сознательно не приближал подобные состояния, так что оно должно было «включиться» какими-то другими факторами. Пристальное изучение тантрических текстов демонстрирует, что Кундалини представляется там скорее не спящей «потенцией», ожидающей сознательного пробуждения, а чем-то вроде организующего принципа, поддерживающего системы в равновесии на всех уровнях – от субатомного до космического. В тексте «Сат-чакра-нирупана» Кундалини обозначается как «взбаламучивающая мир» - корень физического мира. Она рассматривается как особая форма Шакти (энергии), связанная с материей. «Свёрнутая» Кундалини обычно называется «спящей» - но спящей в смысле Сушупти – свободного от мыслей состояния не-ума. Именно свёрнутая Кундалини лежит в основе физического мира. Активность её в индивидуальных системах (органических существах) направляется Дживатманом – воплощённой искрой жизни. Используя голографическую аналогию, Дживатман есть голографический код внутри каждой индивидуальной системы, повторяющий голографическую вселенную, или Брахман в тантрических учениях. Именно Дживатман несёт эволюционную «программу» каждой индивидуальной сущности. Поэтому именно он, а вовсе не «земной» эго-комплекс, «управляет» активностью Кундалини. Этим можно объяснить множество случаев, когда люди, стимулирующие опыт Кундалини с помощью йоги и других средств, никак не добиваются сколь-нибудь заметных результатов, в то время как скептик в соседней комнате может испытать мощное экстатическое переживание, пока вывешивает бельё на просушку. Многие йоги Востока, по сути, предостерегали учеников от попыток сознательного «пробуждения» Кундалини как особого результата. «Интегральная Йога» Шри Ауробиндо, в особенности, делает акцент на «подходящем образе жизни» и трансформации изнутри физического мира, вместо его отвержения. Интегральная Йога занимается поисками не «освобождения» от существования, а осуществления внутри мира, в результате чего Кундалини пробуждается «в свой подходящий момент». Эта идея согласуется с моим личным опытом. Единственные разы, когда я использовал упражнения, специально разработанные для воздействия на Кундалини (такие, как упражнения Кроули из Liber SSS), были в период острой активности Кундалини, когда эти переживания стали слишком дезориентирующими. Любой вид оккультных практик или сильных трансформирующих событий окажет влияние на Кундалини. Она «пробудится» тогда, когда условия в системе, которую она организует, станут подходящими. Многочисленные модели, которые пытаются объяснить феномен Кундалини, постулируют существование космических тонких планов и психических центров – чакр. Кундалини, в этих системах, концептуализируется как «духовное пробуждение». Пусть так, но многие модели, типа сформулированных западными авторами (Алиса Бейли, Ч.У.Лидбитер) способствуют формированию разделения «духовный-земной», «ум-тело», побуждая учеников отвергнуть материальную жизнь и искать «духовной». Я нахожу эту идею весьма сомнительной, предпочитая не проводить подобных разграничений. Во время первого опыта Кундалини, я изучал неврологию, и после этого заинтересовался разработкой нейрологической (а позже, нейромагической) модели активности Кундалини. 3. Триггер-Факторы Описывая наступление интенсивных состояний сознания, многие люди используют слово «триггер», пытаясь объяснить то, как возникает подобный опыт. Триггер-факторы не являются причиной этих переживаний в смысле линейной причинности, но каким-то образом содействуют его возникновению. Когда подобное событие случается самопроизвольно, мы можем уже лишь только воспринимать его, и не осознаём микроскопические паттерны, итогом которых оно является. Триггер, включающий блаженство Кундалини, можно представить как последний толчок, благодаря которому всевозможные микроскопические взаимодействия в индивидуальной системе преодолевают критический порог, и в результате происходит изменение сознания. Исследователь состояний блаженства Нона Коксхед рассмотрела триггер-факторы трансцендентального опыта, и выделила некоторые часто встречающиеся ситуации: Восприятие музыки Суицидальные стремления Возврат к Природе Освобождение от эмоционального давления Сообщение о неизлечимой болезни Роды Достижение цели Горе или утрата Спортивные состязания Ситуации угрозы жизни Религиозное поклонение Счастье Клиническая смерть К этому можно добавить техники йоги и магики – различные пути достижения гнозиса; длительные физические упражнения типа тай-цзи или хатха-йоги; визуализации; ритуальную магику; созерцание и медитацию; использование изменяющих сознание препаратов, и так далее. Трансформативный опыт (который и выражен в концепции Кундалини) может возникнуть самопроизвольно, или в связи с систематической практикой. Сильное эмоциональное возбуждение, любая техника фокусирования сознания на фиксированном объекте, и крайние физиологические состояния – все они, кажется, могут стать ключевыми факторами. Переживания типа Кундалини сильно физиологичны, связаны с телом, пережившие его свидетельствуют о мышечных спазмах, пространственной дезориентации, и чувстве наполненности энергией. Многие люди, такие как Гопи Кришна, рассказывают о странных ощущениях в основании позвоночника – том месте, где помещают «корневую чакру» Муладхару. Кундалини часто описывают поэтическими или мистическими сравнениями, как движущуюся вверх по позвоночному каналу, по очереди проходящую через позвоночные чакры. Лично меня, тем не менее, более интересует то, что происходит с Центральной нервной системой. В периоды сильного влияния Кундалини я испытывал сильные «порывы» энергии, движущиеся вверх по позвоночнику. Рассматривая происходящее с физиологической точки зрения, я обратил пристальное внимание на два момента. Первое: моё тело, судя по всему, демонстрировало непроизвольные мышечные паттерны, характерные для оргазма – только намного более ярко выраженные. Второе: была заметна крайняя стимуляция автономной нервной системы – вспомним, к примеру, приступы жара и холода. Из того, что «странные ощущения» чувствуются в основании позвоночника, не обязательно следует, что происходящее имеет причины именно в этой области тела. Пробуждение Кундалини может быть общим для всей нервной системы событием, влияющим на множество ощущений тела. Как же это может быть связано с триггер-факторами? Все виды перечисленных выше факторов оказывают мощное влияние на человеческую нервную систему. Интересно отметить, что множество способов, которые могут использоваться для достижения гнозиса, применяются также в пытках и промывании мозгов – сенсорная депривация, лишение сна, пост и болевые воздействия. Олдос Хаксли в книге «Небеса и Ад» (1956) указывает на то, как духовные практики мистиков влияют на их биологические системы: Исторические хроники свидетельствуют, что большинство послушников систематически изменяли биохимию своего тела, пытаясь создать внутренние условия, благоприятные для духовного прозрения. Когда они не ввергали себя в состояние пониженного содержания сахара и витаминов в крови, они бичевали себя, вызывая интоксикацию гистаминами, адреналином и продуктами распада протеина, в неудобных позах, способствующих созданию психофизиологических симптомов стресса Создаётся впечатление, что некоторые психотехнологии (такие, как магика) воспроизводят, в более подверженном волевому контролю виде, тот же тип предельных состояний, который связан с эмоциональными потрясениями. Эмоциональное возбуждение вызывает всплески в работе эндокринной и нервной систем, до такой степени, что эти изменения могут стать перманентным паттерном, соответствующим образом влияя на восприятие, образ мыслей и поведение. Вероятно, триггер-факторы имеют отношение к индивидуальному нейрологическому состоянию в момент начала переживания. Триггер-фактором моего первого опыта была диадическая медитация, которую выполняли мы с Ворон, и целью которой было очищение ума. Предваряющими факторами могли быть и долговременные влияния, такие, как общая магическая подготовка, и недавние конкретные влияния, такие, как развитие отношений между Ворон и мной, длительная бхакти, посвященная Кали, с видениями смерти-возрождения, и рабочие стрессы. Я не верю, что эти переживания «случайны», но думаю, что паттерны, приводящие к ним, далеко не всегда сразу очевидны. Нейрологические основы медитации были хорошо исследованы нейрологами, предложившими ряд интересных моделей воздействия медитативных техник на мозг. В частности, есть феномен «привыкания». Привыкание есть отклик нервной системы на повторение одного конкретного стимула. Фокусирование сознания на конкретном объекте или явлении (будь это визуальный или мысленный образ, звук, пение или ритуализованное движение) снижает входную чувствительность и способствует подавлению активности кортекса. Простейший случай привыкания происходит, когда вы входите в комнату с тикающими часами. Сперва это новый стимул, так что вы будете слышать тиканье очень отчётливо. Постепенно, в особенности, если ваше внимание привлечёт что-либо другое, вы «перестанете» слышать этот звук. Нейроны, возбуждающиеся в ответ на тиканье часов, в некотором смысле «устали», и звук постепенно ускользнул под порог осознанного внимания. Подавление кортикальной нейроактивности приводит к обращению сознания внутрь. Реакция в виде привыкания связана с группой клеток мозговой ткани, известной как Активирующая Ретикулярная Система. – АРС. Эта группа клеток как-бы «цензурирует» чувствительность входов, так, что только «значимые» стимулы достигают кортекса (который имеет отношение к осознанию). Похожее состояние может быть вызвано интенсивным эмоциональным возбуждением или шоком, как будто АРС мгновенно «заморозила» все входные каналы 4. Пробуждение Кундалини Как отмечалось выше, Кундалини пробуждается в «своё» время – то есть, когда человеческая биосистема / комплекс «ум-тело» достигает некоторого критического порога. Несколько современных исследователей переживаний Кундалини пытаются понять этот процесс с помощью моделирования различных уровней химических трансмиттеров (нейромедиаторов и секретов эндокринных желёз), имеющих отношение к переживаемому эмоциональному и физическому стрессу. Соответствующая теория носит название «нервной согласованности». Эта теория постулирует, что сознательные переживания происходят из крайне сложной активности миллионов нейронов в мозге. Сознательные переживания зависят от согласованности этой активности, проявляющейся в соответствующих паттернах. Чем более упорядочена активность нейронов кортекса, тем резче (интенсивнее) переживание. Нам известно, что огромная часть информации, обрабатываемой мозгом, вообще не достигает бодрствующего сознания. Двумя факторами, влияющими на этот отбор стимулов, могут быть обсуждавшаяся выше ретикулярная система, и уровень «шума» в мозге. Шум, в терминах кибернетики, есть случайная фоновая активность, по контрасту с упорядоченными сигналами. Высокий уровень шума в области кортекса означает, что индивидуум осознаёт лишь очень сильные сигналы, типа информации от органов чувств. Сигналы меньшей силы скрадываются шумом. Любая ситуация, «очищающая» кортекс и устраняющая значительную долю стимулов, снижает общий уровень нервных шумов. Любой вид активности, приводящий к характерному паттерну нервной активности под названием «привыкание», следовательно, также снижает нервный шум. Когда это происходит, паттерны нервной активности, обычно скрытые шумом, достигают бодрствующего сознания. Иными словами, мы начинаем осознавать более тонкие аспекты нашего опыта, не обязательно связанные с пространственно-временными координатами наших тел и органов чувств. Возможно, сюда можно включить сверхчувственное восприятие, или базовый мистический опыт единения с огромным «целым» – обозначаемым как Дао, Бог, или Хаос. Кроме того, мы начинаем осознавать определённые аспекты соматического опыта, обычно не достигающие порога сознания. Трудность со «спиритуальным» подходом к описанию переживаний типа Кундалини в том, что часто сложно приложить такие модели к самопроизвольным случаям вроде того, что был с Гопи Кришной, а также к состояниям, вызванным, например, различными препаратами. Пытаясь же основываться на нейрологическом подходе, мы вовсе не обязательно скатимся к редукционизму, это может быть просто способом заложить основы понимания, которое охватит и указанные варианты (как и многие другие). Многие самопровозглашённые авторитеты отвергают мысль о том, что вызванные препаратами состояния столь же мощны (в духовном аспекте) как те, которые достигаются более длительными практиками. Писатели-оккультисты часто предостерегают против использования препаратов как «духовного пути напрямик». Однако, исследования LSD и сходных веществ демонстрируют, что испытуемые проходят, в результате вызванного веществами переживания, через значительные перемены в жизни, перемены в стремлениях и «духовное» пробуждение, такое же, как и в результате более ортодоксальных подходов или травмирующих событий. Но, в любом случае, замечает американский исследователь У.Н.Панке, «труднейшие этапы работы могут начаться уже после переживания, и будут связаны с попытками интегрировать пережитое в повседневную жизнь». Это, вероятно, верно для «путешественников», у которых нет согласованной системы убеждений, с помощью которой они могут осмыслить пережитое – тому свидетельство многочисленные «жертвы кислоты», закончившие правоверными христианами. Верно это также и в отношении тех, у кого были «самопроизвольные» переживания. Главное отличие между опытом, вызванным препаратами, и «дисциплинированным» подходом в том, что последний гораздо медленнее, и обычно лучше контролируется. Возвращаясь к гипотезе «критического порога», предложенной в этом разделе, я бы предположил, что психотехнологии вроде магики и йоги с течением времени производят изменения в человеческих биосистемах, которые в конце концов включают переживания Кундалини. Эти изменения имеют отношение к связующим паттернам нервной системы – так что, практикующий эти техники начинает всё сильнее осознавать скрытые аспекты переживаний и перемен в других внутренних системах. Долгие упражнения в контроле дыхания, к примеру, снижают уровень углекислого газа в крови, что «преуменьшает» нервную активность в области кортекса. Хотя аппаратное обеспечение органов тела не изменяется, меняется программное обеспечение, то есть паттерны нейроактивности, химических сигналов, и обмена питательных веществ. Все эти факторы могут в равной степени, конечно же, испытывать на себе воздействие всевозможных стрессов, эмоциональных травм и регулярного употребления веществ. С этой точки зрения, Кундалини может быть организующим принципом, поддерживающим гармоничное взаимодействие всех биосистем человека. Когда мы начинаем более глубоко это осознавать, мы начинаем лучше воспринимать внутреннюю динамику наших собственных систем и в то же время открываем (как это называл Олдос Хаксли) «Двери Восприятия». Мы в меньшей степени «пробуждаем Кундалини», чем Кундалини пробуждает нас. Бунт систем организма, приходящих в крайнюю активность, и часто переживаемый как характерная черта ранних движений Кундалини, может быть результатом последовательных изменений программного обеспечения, о которых говорилось выше. Это можно представить как «пик» внутренней эволюции комплекса «ум-тело», устанавливающий новые паттерны нервной организации мозга. В субъективных терминах, происходит замена старых «импринтов», касающихся мира и нас самих, на осознание интуитивных способностей, тонкого восприятия, творчества, новых стремлений и ощущения сопричастности к великому целому. Я чувствую, что мой собственный опыт переживания Кундалини в 1984 году обозначил поворотный пункт в моём развитии. Мне пришлось отбросить множество прошлых концепций и научиться слушать и доверять собственной интуиции. Острые пики активности Кундалини с тех пор перестали быть столь дезориентирующими, но по-прежнему освобождают будущие возможности активности и творческой деятельности. По существу, я обнаружил, что в такие периоды активности лучший для меня способ управляться с этой «энергией» – это направлять её на какой-нибудь проект, вместо того, чтобы «настаивать в бутылке» медитаций и йогических практик. 5. Кундалини и Эволюция Активность Кундалини в тантрической космологии соотносится с эволюцией физических форм, основами физической вселенной, и духовной эволюцией сущностей в их возвращении к Брахме – ноуменальному источнику. Именно искра Брахмана внутри каждой индивидуальности – Дживатман – несёт инструкции духовной эволюции. Некоторые западные ученые ныне рассматривают структуру ДНК-РНК как генетический эквивалент Дживатмана. Высказано и предположение, что способность к Кундалини и подобным переживаниям закодирована на генетическом уровне. Как ни удивительно, эта гипотеза имеет происхождение в исследования шизофрении. В последнем десятилетии проведены исследования различных синдромов, обычно относимых к кругу шизофрении, показывающие, что определённые субъективные состояния, о которых сообщают страдающие этим недугом, близки по многим характеристикам к состояниям, о которых сообщают прошедшие «мистический» опыт. Индивидуальная способность к развитию шизофрении частично предопределяется генетически. Говорят, что шизофрения похожа на пистолет, который сделан генетическими факторами, заряжен семейным воспитанием, и курок которого спускают какие-то триггер-факторы. Почему такие гены вообще выжили, представляется загадкой, но есть вероятность, что те же гены, которые определяют предрасположенность к шизофрении, также являются посредниками внутренней эволюции сознания. Мистически-ориентированные комментаторы этого явления, такие как Р.Д.Лэйнг и Юнг, обращали внимание на связи между безумием и психотрансформационным путешествием. Однако, если маг или шаман «плавает», то шизофреник «тонет». Если к этому имеет отношение генетический код, то, в любом случае, существует огромное множество различных факторов, влияющих на индивидуума и на то, произойдёт ли с ним нейрологическая эволюция – «просветление», нейрологическая системная «катастрофа» - шизофрения, или какие-то вариации этих крайностей. Многие люди сегодня считают, что следующим эволюционным шагом для человечества будет эволюция сознания. Это можно наблюдать в текущих тенденциях магии, таких, как «гештальт-сознание» Потока Ма-ат, и в «нью-эйджевых» научных парадигмах, таких, как разрабатываемая Рупертом Шелдрэйком теория морфогенетических полей, голографическая вселенная Дэвида Бома, и формула S.M.I2:L.E. Тимоти Лири. Восьмиконтурная модель нейрологической эволюции, созданная Лири, в частности, предлагает ещё один способ интерпретации обсуждаемых мной явлений. Вкратце, теория Лири утверждает, что поскольку строение нервной системы закодировано в структуре ДНК-РНК, то эволюция человеческих существ, с точки зрения нейрологии, тоже закодирована там же. По мере развития личности наступают критические периоды, в ходе которых мозг принимает импринты, становящиеся центральными элементами последующего обучения. Первые четыре контура обеспечивают генетические наследование и изменчивость, формируя человечество как продолжающий существовать вид. Следующие четыре контура представляют собой «ключи» ДНК-РНК к эволюции и адаптации. Эти «высшие» контуры открываются при определённых внутренних условиях. Они соответствуют состояниям сознания которые, после того как достигнута определённая интенсивность переживаний (или путём повторяющегося доступа к ним, или в результате сильного одиночного опыта) становятся жёстко встроенными программами – новой фундаментальной «реальностью», исходя из которой действует личность. Будучи таким способом «открытым», контур становится мощным мотивирующим средством будущего развития. К примеру, достижение телесного восторга (контур 5) позволяет индивидууму предвосхитить то, что находится за пределами базовых контуров выживания и сопутствующих им программ обучения. Это может подтолкнуть личность к поиску доступа и импринтированию «высших» контуров. Звучит похоже на цикл Кундалини, не правда ли? Определённо можно сказать, что эта область заслуживает дальнейшего изучения, и многие маги сейчас обращаются к нейрологическим моделям, чтобы интегрировать и осмыслить свои переживания. 6. Выводы Хотя многое, представленное здесь, рассмотрено с научной точки зрения, сделано и много шатких допущений – так что, для понимания Кундалини с нейрологической точки нужно сделать ещё очень многое. Но, тем не менее, начало положено. Моё личное отношение можно по-прежнему выразить строкой: «ну что ж, это произошло, и теперь я должен интегрировать и осознать этот опыт, после того, как он закончился». Я по-прежнему не работаю активно над этим опытом, так как сейчас разделяю тот взгляд, что любой вид магической работы может способствовать цели, а я нахожу более подходящей работу над конкретными целями и проектами. Пики активности Кундалини и сопутствующие изменения в сознании приводят к новым импринтам, о которых говорил Лири. Я склонен полагать, что какую бы «карту» опыта вы не использовали – будь это модель Лири, каббалистические зоны силы, индуистские чакры или даосистские центры ци – опыт будет неплохо подходить к карте. Это приводит меня к ощущению, что мозг, всё же, оказывается центральной зоной этих переживаний. Кундалини, по существу, есть корень магической силы, поскольку это и есть та потенция, которая, будучи осознанной нами, выводит нас за пределы культурных и пространственно-временных ограничений. Перевод ibsorath. http://www.castalia.ru/ |
Категория: Хаос |
Просмотров: 2633 |
Добавил: Баньши_Дану
| Теги: |