Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Наша кнопка |
---|
Главная » Статьи » Телесно ориентированные практики » Шаманизм |
По сравнению с
другими системами архаичных магических практик, магическая практика сейда
(seidhr), пожалуй, неясна для нас больше всего. Возможно, причина кроется в его
зловещей репутации, или же в феминистских заявлениях о его принадлежности к
чисто женским практикам (наиболее характерны в этом смысле взгляды Фрейи
Асвюнн, изложенные ей в книге «Leaves of Yggdrasil» (изд‑во «Weiser») и статье
«Seidr Magic», впервые опубликованной в журнале «Talking Stick»). Часто сейд
ошибочно называют «волшебством вёльв» (voelva), хотя, если рассудить здраво, техники,
используемые вёльвами, являлись всего лишь частью целого комплекса
древнегерманских магических практик (см. главу «Шаманизм у индоевропейцев» в
труде Мирча Элиаде «Шаманизм: архаичные техники экстаза»). Для того, чтобы хотя
бы в общих чертах понять смысл магии сейда, нам необходимо выделить ее основные
составляющие, что мы и собираемся сделать в этом эссе. По тем
немногим свидетельствам о сейде, которые мы можем подчерпнуть из исландских
саг, можно судить о его сходстве с магическими практиками так называемых
«примитивных культур». Скорее всего, сейд был своеобразной адаптацией этих
практик применительно к новому общественному укладу, возникшему после открытия
агрономии, металлургии и, конечно же, религии. Однако сейд вряд ли можно
назвать «религиозной практикой» – в современном понимании это больше всего
похоже на практичную и прагматичную систему магических техник, столь
характерную для обществ на ранней стадии развития. Вспомните скандинавские
мифы, и вы поймете, что мы имеем в виду: в ту пору магические практики
существовали для решения насущных и повседневных проблем, не имея никакого
отношения к философскому или оккультному мировоззрению. Подобный взгляд на
магию, далекий от концепции «тайного искусства для посвященных», кажется нам
более естественным и действенным; более того, он допускает возможность
использования этих практик и в наши дни (что прекрасно проиллюстрировал Ян
Фрайз в книге «Visual Practices and Helrunar» (изд‑во «Mandrake»). В связи с этим
нам кажется вполне обоснованным применить слово «сейд» ко всей системе
архаичных древнегерманских практик. С точки зрения уже упомянутого выше Яна
Фрайза и Найджела Пенника (см. его «Practical Magic in Northern Tradition»),
практикующие подразделялись на: • дюлов
(древнеисландские dulr, древнеанглийские thyle), поэтов и пророков, во многом
аналогичных кельтским бардам, достигавшим вдохновения в шаманском экстазе; • колдунов
(warlock), имевших дело с природными духами стихий; • вёльв
(v?lva), предсказывавших будущее; • берсеркеров,
то есть воинов‑шаманов, при помощи определенных психологических практик
пробуждавших в себе «животную память» («менять обличье» и «превращаться в
животных»), чтобы получить сверхчеловеческую силу и нечувствительность к боли;
судя по всему, эта практика имела определенное отношение к анимистским
верованиям, поскольку берсеркеры носили медвежьи шкуры и «трансформировались» в
медведей; подобным же образом дело обстояло с «ульфхеднами» (ulfhednar) и
«свинфюлькингами» (svinfylking), разница состояла в тотеме, роль которого в первом
случае играл волк, а во втором – кабан; • хагзисс
(hagzissa), ясновидящих, способных к общению с богами и духами; • сейдкон
(seidhrkona) и сейдмадов (seidhrmadr), для магических техник которых было
характерно вхождение в определенное состояние транса. Далее, Эдред
Торссон в книге «Futhark and Runelore», равно как и Фрейя Асвюнн в работе
«Leaves of Yggdrasil», утверждает, что в магические практики сейда входили
такие техники, как гадание, оборотничество, искусство заклятий, вызывание
мертвых и шаманские путешествия. Попробуем уточнить, что же именно они имеют в
виду. Элиаде
считает, что скандинавские предсказательницы‑вёльвы использовали свой дар по
большей части для предсказания урожая или погоды. В «Саге об
Эйрике» рассказывается о церемонии гадания о грядущем урожае, которую проводит
пророчица‑спеакона (speakona). При этом она пользуется соответствующей одеждой
и приспособлениями. Для вхождения в транс, во время которого ее душа
странствует в поисках ответа, она прибегает к музыке и пению. Однако, можно
предположить, что подобные гадания могли практиковать как женщины, так и
мужчины, причем с несколько иными целями: имеющими отношение скорее к войне и
набегам, нежели чем к сельскому хозяйству. Что касается
внетелесного опыта («шаманских путешествий»), то здесь следовало бы упомянуть о
том, что шаманская традиция имеет дело с двумя видами реальности – чувственной
или повседневной реальностью и пространствами других миров. Поэтому в
древнегерманской традиции такая важная роль отведена Мировому Древу, которое
есть axis mundi, ось мира, соединяющая между собой различные шаманские миры. В
совершенно разных культурах шамана называют «наездником», который совершает
путешествие при помощи определенной практики. Отсюда и сакральность лошади в
германской культуре. Интересно, что само название Древа в скандинавской
традиции – «Иггдрасиль» – переводится как «скакун Одина». (Кстати, не является
ли восьминогий сконь Одина, Слейпнир, воплощением Древа?) На этом‑то
скакуне сейдмады и сейдкона совершают свои путешествия – вверх и вниз по стволу
Древа, порой в разных обличьях… Как Торссон,
так и Элиаде считают оборотничество неотъемлемой частью сейда. Подобная боевая
магия активно использовалась берсеркерами и им подобными воинами‑шаманами.
Войдя в особый транс, воин становился нечеловечески сильным, ловким, совершенно
не чувствовал боли, подобно яростному животному. Найджел Пенник предположил,
что большинство практик сейда основывалось на тотемической магии; отсюда,
возможно, возникло поверье о преображении воина в медведя, волка или кабана. Вообще, многие
скандинавские божества имеют своих тотемических животных. Так, кошки
ассоциировались с Фрейей, Один – с волком или вороном. В скандинавских мифах мы
также встречаем множество упоминаний об оборотничестве – к примеру, Один,
отправившись за медом поэзии, превращается в орла и змею; великан Тьяззи
превращается в орла, чтобы похитить яблоки Идунн, а Локи, отправившись за ним в
погоню, берет у Фрейи «соколиное платье», и затем превращается то в блоху, то в
рыбу. Можно предположить, что в данном случае, помимо вхождения в транс,
«оборачивающийся» шаман создавал достаточно мощную визуализацию, которую,
помимо него самого, могли видеть и окружающие. Обращение к
душам мертвых или путешествие к духам предков (то, что церковники окрестили
«некромантией» или «черной магией») также являлось частью сейда. В качестве
примера подобных действий можно привести такие саги, как «Прорицание вёльвы»
или «Заклинание Грои». За исключением
нескольких поздних саг о героях, мы не находим особых упоминаний о том, что в
практики сейда входило искусство заклятий или целительство. Однако Ян Фрайз
предполагает, что такие вещи должны были иметь место, хотя относились они
больше к сфере шаманизма, нежели чем к целительству или заклинанию духов в чистом
виде. Одной из
характерных черт сейда (как, впрочем, и других архаичных практик) было активное
использование сексуальной магии (как непосредственной, так и опосредованной,
предполагавшей вхождение в транс при помощи каких‑либо сексуальных практик).
Естественно, что в концепции христианства, отрицавшей секс, эти выглядело
грязным и постыдным, отсюда один из эпитетов сейда – «ergi», «грязный». Археологические
находки говорят о том, что до прихода древних германцев Скандинавию населяли
другие, неиндоевропейские народы, находившиеся на стадии матриархата,
занимавшиеся в основном, земледелием и охотой; мягкие и миролюбивые,
принадлежавшие, по‑видимому, к финно‑угорским народам. В «Эдде» они известны
под именем ванов, и германцы‑асы, завоевав эти земли, ассимилировали часть их
верований, что отразилось в предании о том, как ваны обучили асов искусству
сейда. Естественно, что их верования в основном касались женских божеств
природы и плодородия, а ритуалы представляли собой экстатические сексуальные
мистерии. Это еще раз
подводит нас к значению лошади в скандинавских шаманских практиках. Лошадь
почиталась многими до‑индоевропейскими народами как воплощение плодородия и
материнства, что опять‑таки было заимствовано индоевропейскими завоевателями.
Порой это поклонение доходило до того, что церковники прямо обвиняли вёльв и
сейдкон в скотоложестве и сожительстве с лошадьми (см. К.Кроссли‑Холланд, «The
North Myths»). То же самое относилось и к мужчинам‑сейдмадам, которым приписали
содомию. Впрочем,
взглянув на историю христианства, мы понимаем, что обвинения в сексуальных
извращениях были и остаются у приверженцев этой религии самыми популярными – в
чем только не обвиняли тех же средневековых еретиков. Скорее всего, причина
кроется в старом добром «у кого что болит, тот о том и говорит» – то есть,
проекции собственных скрытых, ненавистных желаний на окружающих… Однако
настоящая опасность заключалась не в этом. Это еще полбеды, если бы сейдмады
действительно подставляли друг другу задницы… Но они осмелились достичь экстаза
и наслаждения в этом плотском мире, в этой «греховной» жизни, они имели
наглость изучать самих себя, пользоваться скрытыми способностями человеческого
разума, с уважением относиться к традиции своих предков… И что самое страшное
для христианства – они, сейдмады и сейдкона, преуспели в этом. | |
Категория: Шаманизм | Добавил: Баньши_Дану (30.07.2009) | |
Просмотров: 1306 |
Всего комментариев: 0 | |