Впервые
услышав о медитации на смерть, мы можем отреагировать на такую идею нервным
потрясением. Возможно, мы полагаем, что медитация должна быть связана с
приятными переживаниями, тогда как смерть и все, что с ней связано (горести и
слезы, черная одежда, скелеты и кладбища), вызывают чувства страха и паники. Мы
воспринимаем смерть как явление, противоречащее жизни, красоте и счастью, ведь
она относится к сфере невыразимых, немыслимых материй.
Но откуда у нас такие нереалистические взгляды? Почему мы не можем принять
смерть так, как мы принимает факт увядания цветов, которые еще вчера были
свежими? Перемены, распад и смерть это естественные и неизбежные части
существования.
Буддизм объясняет смерть как отделение ума от тела, после; которого тело
разлагается, а сознание переходит к следующей жизни. Условная самость, иначе
говоря "я", зависящая от нынешнего сочетания ума и тела, исчезает с
приходом смерти, но с возникновением новой жизни возникнет другой образ. Следовательно,
смерть есть не прекращение, а преображение.
В корне нашей тревожности и самоограничения лежит невежество. Мы цепляемся к
своему искусственному образу как за нечто постоянное и неизменное, и мы хотим
жить вечно. Возможно, это желание бессознательно, и мы не выражаем его мысленно
или словесно, но его существование несомненно. Такое желание объясняет, почему
мы инстинктивно убегаем, боремся или защищаемся, когда нашей жизни что-то
угрожает.
Я совсем не хочу сказать, что в попытках выжить есть что-то дурное, ведь жизнь
и в самом деле очень ценна. Но полезно исследовать природу "я",
которое не хочет умирать. Ошибка заключается не в желании продлить жизнь, а в
принципиальном представлении о том, кого и что мы в действительности собой представляем.
"Я тело или какая-то часть совокупности костей, крови и плоти? -
спрашиваем мы себя. - Может быть, я есть мое сознание? Может быть, я нечто
отличное от своего тела и ума?"
Понимание пустоты, то есть небытия изначальной постоянной самости, освобождает
нас от страха смерти, а также от всех остальных страхов и неверных
представлений. Однако до тех пор, пока мы не достигнем этой точки, нам важно
поддерживать осознание своей недолговечности и смертности.
Главная польза практики этой медитации в том, что она заставляет нас решить,
какие взгляды и виды деятельности поистине ценны. Человеческая жизнь имеет
большую значимость из-за возможностей, которая она предоставляет нам для нашего
духовного роста, выражающийся в развитии любви и сострадания, ясности и мудрости
и в конечном итоге в достижении просветления. Каждый из нас обладает для этого
громадными возможностями.
Но жизнь коротка. Смерть может наступить в любой миг, и будет невероятно
прискорбно умереть, так и не приступив к выполнению единственной работы, которая
имеет вечную пользу как для нас самих, так и для других существ. Нынешняя жизнь
и все ее переживания мимолетны. Цепляться за что-либо в этом мире это все равно
как гоняться за радугой. Если мы будем все время хранить эту мысль в уме, то не
растратим зря время на поиски земных радостей, а потратим время с толком,
избегая отрицательных явлений и, стало быть, причины несчастья, и взращивая
положительные явления и, стало быть, причину счастья.
То, как мы живем, неизбежно влияет на то, как мы умираем. Если мы жили мирно,
то и умрем в покое, но если мы так и не смогли при жизни принять смерть в
расчет и, таким образом, нам не удалось подготовиться к ней, тогда мы скорее
всего умрем в страхе и сожалениях, то есть в таком состоянии ума, которое лишь
усугубят наше страдание.
Нас совсем не нужно взирать на смерть в страхе и печали. Вообще-то, она может
оказаться переживанием просветления, но будет ли у вас такой опыт, зависит
оттого, как вы проживаете каждый день, каждый миг своей жизни. Осознание смерти
в течение жизни помогает нам оставаться в настоящем, воспринимать прошлое как
сон и надеяться на будущее как на фантазию. Так мы будем более уравновешенными
и удовлетворенными, так мы с энтузиазмом проведем значительную часть жизни.
Существуют разные способы медитации на смерть. Я объясню вариант,
предполагающий созерцание из девяти пунктов. В главной части медитации глубоко
созерцайте один из этих пунктов, а затем кратко разберите остальные пункты.
Если в день вы выполняете одну сессию, тогда через девять дней вы подробно
рассмотрите все темы и сможете снова начать с первого пункта.
Девять пунктов подразделены на три раздела: неизбежность смерти;
неопределенность часа смерти; в час смерти вам может помочь только духовное
видение.
Практика
В подготовительной стадии приведите свой ум в спокойное бдительное состояние и
ясно подумайте о своем побудительном мотиве выполнения этой медитации.
Возможно, вы захотите прочесть некоторые молитвы.
Потом начните созерцать предмет расслабленным, но абсолютно концентрированным
умом, используя аналитические рассуждения, обогащенные собственным опытом и
пониманием, стараясь глубоко прочувствовать предмет. Помните о том, что если во
время сессии вы вдруг обретете сильное интуитивное переживание сути исследуемой
темы, тогда вам следует как можно дольше удерживать свое ощущение в фокусе
внимания.
Неизбежность смерти
1.Каждый человек рано или поздно умрет.
На грядущие дни, месяцы и годы мы планируем много дел. Хотя смерть это
единственное событие, которое случится непременно, мы не распространяем на нее
свои планы.
Для того чтобы вызвать ощущение неизбежности смерти, сначала вспомните людей
прошлого: знаменитых правителей и писателей, музыкантов, философов, святых,
преступников и обычных людей. Когда-то эти люди были живы; они работали, думали
и писали, любили и боролись, наслаждались жизнью и страдали. В конечном итоге
все они умерли.
Есть ли на свете человек, который живет вечно, которому не нужно умирать? Жизнь
и мужчины и женщины неминуемо завершится, каким бы мудрым, богатым, властным и
популярным ни был человек. То же самое верно в отношении остальных живых
существ. При всех достижениях в науке и медицине от смерти до сих пор не
отыскали снадобье, и в мире ни один человек никогда не сможет искоренить
смерть.
А теперь вспомните всех людей, которых вы знаете. Осветите всех их в памяти по
очереди, осознавая, что каждый из них со временем умрет.
Подумайте обо всех людях на земле в этот миг. Через сто лет из этих миллиардов
останется в живых ли горсть людей. Вы сами будете мертвы. Ощутите этот факт
всем существом.
2. Срок вашей жизни постоянно сокращается.
Время идет, даже когда вы сидите. Секунды превращаются в минуты, минуты - в
часы, часы - в дни, дни - в годы, и вы становитесь к смерти все ближе. Какое-то
время удерживайте осознание на переживании этого непрерывного потока времени,
несущего вас к занавесу жизни.
Если бы вы выпали из самолета без парашюта, то ясно осознали бы приближение
смерти. Вообразите, что с вами и в самом деле произошел такой случай, и
отметьте, какие мысли и чувства проходят через ваш ум.
По сути, в вашей жизни примерно такая же ситуация: вы без остановки движетесь к
смерти и ничего не можете сделать для того, чтобы избежать или отложить ее.
3. В оставшейся жизни у вас очень мало времени на то, что¬бы развить свой ум.
При условии, что после вашей смерти продолжит свое существование только ум,
единственным ценным явлением тогда будет положительная и конструктивная
энергия, которую вы создали на протяжении жизни. Но сколько времени вы по-настоящему
посвящаете познанию своего ума, совершению добрых поступков ради других людей,
развитию мудрости и сострадания?
Сколько примерно часов в сутки вы спите? Сколько часов вы работаете? Сколько
часов вы тратите на еду и общение с друзьями и родственниками? Сколько часов вы
тратите на депрессию, разочарование, скуку, гнев, сожаление, зависть, лень и
критику? И в конце концов, сколько времени вы тратите на сознательные попытки
улучшить состояние своего ума?
Будьте честными перед собой в таких рассуждениях. Оце¬ните свою жизнь подобным
практическим образом, чтобы ясно увидеть, сколько времени вы тратите на
поступки, которые приносят положительные результаты, то есть счастье себе и
другим людям.
Проведя медитацию с этими тремя установками, мы разовьем в себе решимость жить
мудро и осознанно.
Неопределенность часа смерти
4. Никто не знает, сколько лет он проживет.
Если бы люди умирали в определенном возрасте - скажем, в восемьдесят восемь
лет, тогда у нас было бы полно времени и возможностей для подготовки к смерти.
Но у нас нет такой определенности, и смерть застает большинство из нас
врасплох.
Жизнь может прекратиться в любой миг: в младенчестве, детстве, юности, в
возрасте двадцати двух, двадцати пяти, пятидесяти лет или в девяносто четыре
года. Даже если сейчас мы молоды и здоровы, это еще не гарантирует нам, что
срок нашей жизни будет долгим. Мы можем надеяться прожить до семидесяти или
восьмидесяти лет, но не в силах питать уверенность в этом отношении. Все равно
можно допустить, что мы умрем в течение сегодняшнего дня.
Очень трудно проникнуться уверенностью в том, что смерть может случиться в
любой миг. Мы склонны полагать, что нашему дальнейшему существованию ничто не
угрожает, раз до сих пор мы избегали гибели. Но каждый день в мире умирают тысячи
людей, тогда как лишь очень немногие среди них ожидали свою скорую кончину.
Выработайте в себе сильное ощущение полной неуверенности в часе своей смерти,
ведь у вас просто нет никакой гарантии того, что вы проживете долгий срок.
5. У смерти много причин.
Изо дня в день мы узнаем о каком-нибудь бедствии: извержении вулкана,
землетрясении, лесных пожарах, бурях и наводнениях. Мы слышим о войне, голоде и
терроризме. От всего этого погибают тысячи людей.
Для тех из нас, которые полагают, что им не грозит подобная насильственная
смерть, существуют обыденные причины смерти вроде сердечного приступа, рака и
других болезней с летальным исходом. Мы можем попасть в авиа- или автомобильную
катастрофу, сгореть в пожаре, утонуть или погибнуть от руки грабителя. Могут
стать причиной смерти даже те вещи, которые предназначены для поддержки и
защиты нашей жизни, так как дома и гостиницы разрушаются или сгорают,
неправильно приготовленная еда и неправильно принятые лекарства могут убить
нас. И нужно принять во внимание старость, ведь никто не избежит ее.
Люди умирают во сне, в материнском чреве, придя домой с работы, отправившись в
школу, на игровом поле, готовя обед. Смерть может случиться в любое время, в
любой ситуации. Поразмыслите над этим. Ясно осознайте, что такова природа
жиз¬ни на нашей планете, что любая из перечисленных причин смерти может иметь к
вам прямое отношение.
6. У человека очень хрупкое тело.
Телу невероятно легко причинить вред. Его можно запросто поранить или сломать
себе кости. За несколько минут тело может утратить свою силу и активность и
стать слабым, беспомощным, испытывать острую боль.
Сейчас вы, может быть, здоровы, энергичны и ничем не рискуете, но такая малость
как вирус или такая мелочь как ржавый гвоздик могут лишить вас силы и стать
причиной вашей смерти.
Подумайте об этом. Вспомните те времена, когда вы ранили, повреждали свое тело.
Эти происшествия запросто могут случиться вновь, в результате чего вы
погибнете.
Ваше тело не будет жить вечно. На протяжении жизни вам удается избегать
болезней и несчастных случаев, но тяжесть многих лет в конечном итоге подточит
ваши силы. Тогда ваше тело будет подвержено процессу распада, оно утратит свою
красоту, живость, а в конечном счете умрет.
Проведя медитацию на эти две установки, мы разовьем решимость прямо сейчас
начать работу по преображению ума, так как будущее так неопределенно.
В час смерти вам может помочь только духовное видение
Не важно, сколько мы приобрели или воспитали в своей жизни (в смысле семьи и
друзей, богатства, власти, впечатлений от путешествий и так далее), все равно
ничто из этого не останется с нами после нашей смерти. Продолжает существование
только поток сознания, который несет отпечатки всех наших мыслей, чувств, слов
и поступков. Мы должны стремиться умереть, примирясь с собой, чувствуя
удовлетворение от образа своей жизни и осознания того, что мы не оставили
позади какие-то неразрешенные конфликты с людьми.
В миг смерти единственной настоящей пользой для нас станут отголоски
развиваемой нами любви, мудрости, терпения, сострадания и других положительных
отношений. Если мы сможем понять это сейчас, тогда у нас появится энергия и
решимость жить разумно.
Вы получите яркое подтверждение моих слов, если поразмыслите над следующими
тремя пунктами, воображая, что вы действительно умираете.
7. Ни имущество, ни развлечения не могут помочь вам.
Вы лежите на смертном ложе, и ваше тело с каждой минутой слабеет, куда же
устремляются ваши мысли? Если вы несчастны или больны, вы обычно укрываетесь
среди материальных удобств, но неужели сейчас вам может помочь еда, лекарство,
сон, музыка, наркотик или алкоголь?
Подумайте о своем имуществе, ведь вы отдали столько сил ради приобретения всех
этих вещей, которые призваны удовлетворить ваши потребности и желания. И что
теперь вещи могут сделать для вас?
Попытайтесь осознать свою зависимость от этих вещей и вспомните о том, что вы
не сможете забрать их с собой. И дело не ограничивается тем, что вещи не смогут
помочь вам, когда наступит смерть, но они только помешают вам уйти в мире и
покое.
8. Близкие и любимые люди не могут помочь вам.
Вы обратитесь за помощью, прежде всего, к близким и любимым людям, которые
старательно заботятся о вас и оказывают на вас некоторое влияние, которые
окружили вас уютом и безопасностью. Но теперь, когда ваше сознание ускользает,
они не так уж и много могут сделать для вас. Вы абсолютно одиноки в своем
переживании смерти.
Если вы будете цепляться за дорогих вашему сердцу людей, если будете горевать
при мысли о том, что удаляетесь от них, то тем самым лишь поселите хаос в своем
уме и сделаете невозможной смерть в мире и покое.
Осознайте, насколько вы привязаны к родственникам и дру¬зьям. Поймите, что вам
совсем не годится питать к ним такую глубокую привязанность как при жизни, так
и в преддверии смерти.
9. Ваше тело не может помочь вам.
Ваше тело с рождения выступает вашим постоянным спутником. Вы знакомы с ним
ближе, нежели с чем-то или кем-то другим. Вы заботились о своем теле и защищали
его, беспокоились о нем и мыли его, ощущали через него удовольствие и боль.
Тело это ваше самое драгоценное сокровище.
Но вот вы умираете, и это значит, что вы отделитесь от тела. Оно будет слабеть
и в конце концов станет абсолютно бесполезным. Вы покинете свое тело, и ему
предопределено отправиться на кладбище. Какую пользу теперь оно может принести
вам?
Поразмыслите о сильном ощущении своей зависимости и привязанности, которое вы
питаете к своему телу, и о том, что тело никоим образом не может служить вам
после смерти. Страх боли и сожаление по поводу того, что вы покидаете тело,
только умножит ваши страдания.
Проведя медитацию на заключительные три установки, мы разовьем решимость
дорожить своей жизнью и так преобразить свой ум, чтобы он освободился от людей
и вещей.
Возможно, вы почувствуете подавленность и беспокойство после выполнения этой
медитации. С одной стороны, этот момент показывает, что вы всерьез восприняли
данные идеи и хорошо поразмышляли над ними, но он также демонстрирует, что вы
сделали неверный вывод, а в таком состоянии закончить сессию неразумно. Помните
о том, что смерть это просто естественная и неизбежная составляющая жизни, и
вас удручает как раз ваша неспособность принять ее как таковую.
Страх и сожаление возникают из-за нереалистического цепляния за неизменную
самость. Если мы будем взирать на смерть открыто и легко, тогда наша хватка
ослабнет, и в результате мы сможем стать внимательными и делать каждый свой
поступок положительным и полезным ради себя же самих и других людей. Осознание
смерти придает нам громадную энергию не для того, чтобы попусту растратить свою
жизнь, а чтобы провести ее как можно плодотворнее.
Завершите медитацию оптимистической мыслью о том, что у вас есть хорошая
возможность сделать свою жизнь осмысленной и положительной и, таким образом,
умереть в мире и покое.
Памятование смерти
В буддизме все техники служат не для праздности, но для определенной цели. В
чем же цель и предназначение памятования смерти (маранануссати на пали)? Ее
цель – развитие осознанности неминуемости собственной смерти в частности и
природы непостоянства всего вообще. Если йогин начинает осознавать
непостоянство, как своего тела, так и всего мира, в нем ослабляется жажда,
вожделение. С ослаблением жажды, убывает беспокойство, страх, и вообще всякий
вид неудовлетворенности, поскольку всякий страх, или беспокойство – это
обратная сторона вожделения. Как только появляется жажда что-то иметь, в тот
момент, как правило, появляется неудовлетворенность оттого, что этого нет. С
появлением радости от получения желаемого объекта, возникает и страх его
утраты.
Когда человек готов к смерти, у него рождается БЕССТРАШИЕ. Его не застанет
врасплох собственная смерть. Он не будет удручен горем из-за смерти близкого
человека, поскольку осознает непостоянство.
Поскольку страх смерти – основополагающий страх, на котором строятся все
остальные виды страха, эта техника как раз и нацелена на устранение страха
смерти через устранение привязанности к своему телу. Этот метод – один из
четырех защитных практик. От чего он защищает? От всех негативных эмоций,
связанных со смертью. Ум становится стабильным и бесстрашным.
Бывали случаи, когда какому-то человеку его недоброжелатели желали смерти в
письмах или на словах (проклинали), и тот умирал, потому что его умом
завладевал страх того, что это пожелание, или проклятие может случиться на
самом деле. Так все и случалось, ведь ум несчастного был уже запрограммирован
на собственную смерть.
Йогин, достигший успеха в этой практике, защищен от таких проклятий, поскольку
его ум не колеблется от идеи собственной смерти, болезни, или какой-то
неприятности. Вот почему эта практика называется защитной. Даже если вы не
намерены посвящать этой практике все медитативную сессию, ее полезно выполнять
несколько минут, перед переходом к основной практике.
Не следует также думать, что если мы будем осознавать свою смерть, мы ее тем
самым приблизим. Ничего подобного. Должная подготовка к смерти наоборот
продляет жизнь, поскольку многие физические расстройства прямо связаны с
расстройствами нетренированного ума. Мы не можем отвратить свою смерть, но
можем внести дозу спокойствия и осознанности, если она нам угрожает.
В других религиозных системах адепт обычно принимает на веру идею, что часть
его (дух, душа) после смерти не умирает, но направляется в разные приятные для
обитания миры. Это, определено, снижает страх смерти. Буддизм вместо веры в
загробную жизнь части нашего «я», предлагает посмотреть на смерть, не обращаясь
ни к каким верованиям о жизни на небесах после смерти, но работать только с
тем, что мы видим в нашей жизни – процессом умирания.
Есть много методов этой практики – с детальной визуализацией трупа или без нее.
Читайте о методе Бхиккху Ньянананды.
Для выполнения этой практики необходимо принять позу для медитации, и
визуализировать труп. Чем отвратительнее труп, тем больший эффект произведет на
ум эта медитация. Надо осознать, что насколько омерзителен это труп, настолько
омерзительно будет и ваше тело, когда оно умрет. Вы будете точно таким же.
Когда визуализация стала устойчивой, следует мысленно повторять следующие
установки по выбору, или одну за одной, на языке пали, или как удобней:
МАРАНАМ МЕ ДХУВАМ
Моя смерть предсказуема,
ДЖИВИТАМ МЕ АДХУВАМ
Моя жизнь не предсказуема
МАРАНАМ МЕ БХАВИСАТИ
Я, несомненно, умру
МАРАНАМ ПАРИЙОСАНАМ МЭ ДЖИВИТАМ
Моя жизнь закончиться смертью
Или просто –
МАРАНАМ – МАРАНАМ
Смерть – смерть
Идея этих установок в том, что единственное, в чем мы можем быть уверены на все
100% – это наша смерть. Что касается нашей жизни, мы не можем предсказать, как
будут развиваться события в ней, когда она прервется. Но то, что она прервется
– это факт. Все остальное – догадки, которые ничего не стоят.
В древние времена йогины выполняли эту психотехнику на кладбищах, где можно
было воочию увидеть трупы разной степени разложения, или остатки кремированных
тел. В некоторых центрах медитации и монастырях, можно увидеть скелет, или
части скелета, которые используются в качестве объектов этой медитации. Все же
в этой пратике главное не детальная визуализация трупов, а глубокое осознавание
непостоянства этого тела, непредсказуемости жизни.