"Слова алхимиков похожи на облака:
они могут изображать и означать
всё что угодно, в зависимости от
фантазии того, кто их слышит"
Михаил Майер, 16 в.
Алхимия – предмет таинственный, трудный для понимания. Дело
здесь не только в скрытности алхимиков и не в том, что ни одна из алхимических
традиций не описана сколько-нибудь полно современной наукой (реконструированы
лишь отдельные фрагменты алхимических систем, ведутся споры даже по основным
вопросам). Непонятность эта принципиальная, конституирующая алхимию: подобно
христианским таинствам, тайны алхимии невозможно раскрыть, но они сами служат
инструментами понимания нашей жизни, проливая свой свет на всё вокруг. В
отличие от своих подражателей, презрительно прозванных в Европе суфлёрами
(«стеклодувами»), алхимики (себя они называли «философы», а свою работу -
Великим Деланием или Философским Деланием) священнодействовали, совершали не
просто химические опыты, а ритуал, теургию, отождествляясь с сакральными
превращениями веществ, переживая их на собственном опыте. Путь алхимика во
многом и представляет собой медитативное погружение в мистерию трансформации,
внутреннее преображение от инициатического контакта с тайной. «Само созерцание
космического процесса в алхимическом рукотворном космосе поднимает адепта по
ступеням совершенства и ведет к одухотворению и обретению бессмертия» .
Конечно, было и легендарное «златоделие» (кажется, последнее документированное
свидетельство составлено в 1949
г., когда адепт Шри Кришна Лала Шарма демонстрировал
превращение ртути в золото перед собранием индийских национальных лидеров), и
«пилюли бессмертия» (во всяком случае, известно, что несколько китайских
императоров эпохи Тан погибли от отравления тяжёлыми металлами в результате
неудачных опытов), и многое другое, - но мы оставим эти, возможно более важные
аспекты алхимии другим исследователям, сосредоточившись на той духовной работе,
которую осуществляли алхимики, медитируя над символами и ритуалами
трансформации (или, как говорят алхимики, «трансмутации»).
Наше исследование основывается на герменевтической методологии В. Дильтея,
предложившего в познании духовной жизни двигаться от её внешних выражений (в
нашем случае – символических текстов и рисунков алхимиков) через работу
понимания к переживанию исходного духовного смысла в собственной жизни, к
самопониманию. Понять по-настоящему - означает пережить в собственном опыте
(«эзотеризм» многих духовных путей прежде всего в том и состоит, что
продвинуться в понимании их тайн можно лишь по мере самопознания). В отличие от
объяснения, редуцирующего событие встречи с познаваемым к понятийным
конструкциям, понимание связано с интуитивным проникновением, вчувствованием,
непосредственным постижением целого. Одним словом, следуя этому методу
понимания алхимии, мы начинаем заниматься той самой духовной работой, которой
занимается алхимик, стремясь проникнуть в тайну трансмутации. Разумеется, метод
этот не даёт гарантии понимания (понимание – не технология), но в то же время
он достаточно универсален – практикующие его приходят к сходным переживаниям;
эта общность духовных проявлений людей дала Дильтею надежду прийти с помощью
своего метода от понимания собственной личности к познанию «объективного духа»
(в более распространённой сейчас юнгианской терминологии – «архетипов»). Таким
образом, метод Дильтея, сочетающий объективный подход с интуицией, даёт
исследователям возможность получить такой опыт прочтения религиозных текстов,
который не «убивает» дух этих текстов, а напротив, «оживляет» нас.
Говоря об алхимии как о духовной практике, мы исходим из пересмотра К. Г. Юнгом
представлений 19 в. об алхимии как о примитивной химии . Алхимические системы
трансформации человека современные исследователи часто обозначают как
«внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ – как «внешнюю
алхимию» (термины происходят из китайской традиции), однако для самих алхимиков
не существует пропасти между духом и материей, которые они в своих опытах
приводят к единому началу (девизом европейских алхимиков было: «Solve et
coagula», - «Растворяй и сгущай», т. е. «растворяй материальное» и «сгущай
духовное»; по одному из определений, «алхимия есть овеществление духа и
одухотворение материи»). Символами этого единого начала в разных традициях
служат «философский Меркурий», prima materia, Дао, ци, Шива (или Парамашива,
включающий Шиву и Шакти), и т. п., а химической аналогией - ртуть, или её
сульфид (киноварь), которые порой даже дают название всей алхимической системе,
как, например, «расаяна» («колесница ртути») – индийская алхимическая традиция,
«дань цинь» («искусство киновари») – китайская. В европейской традиции слово,
обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии – Меркурия и ее
легендарного основателя, Гермеса Трисмегиста, приписываемая которому «Изумрудная
скрижаль» вся посвящена тайне «прародительницы вещей»: «То, что внизу, подобно
тому, что вверху, …все вещи произошли из одной, посредством вибрации этой
одной». А вот как говорит о ней китайский трактат 10 в.: «Это корень
таинственных превращений Неба и Земли. Он лишен качественной телесности, но
обладает природой ци. Это и есть сокровенно-таинственная, истинно единая
семенная эссенция (цзин), мать Неба и Земли, корень инь и ян, прародитель
солнца и луны, корень воды и огня, праотец пяти первоэлементов, первоначало
вселенской Триады» . Тайна первоматерии присутствует в китайской, индийской,
египетско-эллинистической, арабской и европейской алхимических традициях (т.
е., во всех, более или менее изученных на сегодняшний день).
Существуют теории общего исторического происхождения всех этих сильно
разделённых временем и пространством традиций (Х. Х. Дабс, Дж. Нидэм), однако,
вне зависимости от их истинности, они имеют другой общий источник, не связанный
временем и пространством – опыт практикующих, проходящих через один и тот же
процесс духовной трансформации. Мы развиваем психологический подход в
религиоведении, исходя из того, что разные религии можно рассматривать как
способы реализации «духовного соединения», преодоления человеческой
ограниченности, неполноты, расколотости . Внимание исследователя не к
религиозным представлениям, а к психологической реальности, стоящей за ними, к
практикам духовной работы и к опыту трансценденции, позволяет увидеть в
религиозных практиках глубинное единство: внутренний импульс, направляющий
людей к трансценденции, к идеалу целостности, и универсальный опыт,
потенциально доступный каждому – опыт неполноты, духовной жажды, опыт пути,
духовного поиска, опыт целостности, освобождения. Согласно этому базовому
предположению, логика разных религиозных путей диктуется единой духовной
природой всех людей, а уже во вторую очередь детерминантами конкретной
культуры. Именно эта универсальность, «архетипичность» опыта и позволяет нам
понять алхимию в дильтеевском смысле: мы сами можем пройти путь алхимика,
обладая герметической колбой для «мистерии соединения» (лат. Misterium
Coniunctionis - центральная алхимическая «реакция») в собственном сердце (араб.
калб – сердце).
В Мундака Упанишаде практика духовного совершенствования сравнивается со
стрельбой из лука (речь идет о конкретном методе, мантре ОМ), душе
практикующего следует «слиться воедино с Брахманом, как стрела сливается с
целью своей». Пожалуй, это один из лучших символов, в наиболее общем виде
выражающих цель разных духовных путей. В других символических системах этот
идеал соединения может описываться не как физическое действие (стрельба из
лука) или «недеяние» (ведущее к единству с Дао), а на языке чувств, как потеря
себя и обретение Бога в любви, или на языке познания (знаменитая надпись
«познай самого себя» в дельфийском храме скорее всего призывала именно к такому
познанию-единению со своей сущностью, а не к дискурсивному познанию своих
психических особенностей).
Е. А. Торчинов, основатель психологического подхода в религиоведении, считал,
что есть два основных уровня трансперсонального опыта, - описанный выше
уровнень «единства/тождества с онтологической основой мира» , той самой
алхимической «прародительнецей всех вещей», и промежуточный, «архетипический
уровень» (это древняя идея, встречающаяся например, в учении о теофании, или
таджалли, у Ибн Араби, и развиваемая сейчас в трансперсональной психологии).
Архетипический уровень является промежуточным между обычным для нас уровнем
субъект-объектного концептуального познания и интегративным уровнем
внеконцептуального опыта, трансцендирующим субъект-объектную дихотомию. На этом
уровне опыта познание происходит при помощи символов, особых медиаторов,
посредников, связывающих субъект и объект познания гораздо теснее, чем в обычном
мире концептуального познания (слово символ происходит от греч. σύμβολον,
«соединять, восстанавливать единство», - этимология, близкая к этимологии таких
слов как «йога», «религия»). Религиозные символы соединяют наш индивидуальный
опыт с идеальными, универсальными, исходными формами (греч. αρχέ τυπος), в
которые отливается опыт человека, по мере того, как он проживает символ
(собственно, долгие алхимические опыты-ритуалы и нужны для такого «вживания в
метафизику»). Символы служат основой для «сборки личности», являясь как бы
проектами человека, обрастающими плотью по мере религиозной практики, - через
идентификацию с символом человек начинает воплощать этот проект. Таким
символическим «проектом человека» является, например, Христос, «образ Бога
невидимого» (по которому творится человек), благодаря своей двойной природе
являющийся посредником-медиатором между человеческим и божественным мирами.
Религиозные картины мироздания - это тоже символические описания-медиаторы,
карты духовного пути, реализации идеального мира в мире эмпирическом. Например,
воспроизводя ведический ритуал по космогонической схеме «жертвоприношения
Пуруши», брахман читает священные гимны, говорящие, что он есть и жертвователь,
и жертвенник, и жертва, и таким образом отождествляется со всей реальностью по
мере ее символического воссоздания в ритуале, т. е., осуществляет акт
трансценденции, восстановления онтологического единства.
В отличие от аналитичного, дискурсивного языка понятий, символ рассчитан на
целостное, интуитивное схватывание смысла. Средневековые мыслители (например,
Гуго Сен-Викторский), помимо чувств и рациональности, выделяли ещё одну
познавательную способность – созерцание, интеллектуальную интуицию, позволяющую
угадывать за символами сверхчувственный мир. У символов нет конкретного
«понятийного» значения, - например, центральный для процесса алхимической
трансформации архетип иерогамии, «химической свадьбы», соития мужского и
женского принципов, выражаемый такими символами, как половой акт Солнца и Луны
(европейская алхимия), соединение Инь и Ян, дракона и тигра (китайская
алхимия), Шивы и Шакти (индийскя алхимия) и т. п., в разных ситуациях
проявляется как соединение внешнего и внутреннего, Бога и души, телесного и
психического, воли и воображения, мужского и женского начал в человеке,
реальных мужчины и женщины, химических элементов (серы и ртути) и т. п. Алхимик
имеет дело прежде всего с принципом, архетипом, который лежит в основе всех
этих проявлений: «не обыденные свинец и ртуть были субстанциями алхимических
превращений, а силы инь-ян, первозданный Хаос, пять первоэлементов (собственно,
пять фаз самого процесса циркуляции инь-ян в реторте-космосе) и т. п. …
символизм алхимической терминологии представляет собой отражение символического
характера самого алхимического деяния, в котором металлы и минералы оказываются
лишь знаками некоей стоящей за ними реальности — сил космоса» . Европейские
алхимики имеют дело не с ртутью или золотом, и даже не с «космическими» силами
Меркурия или Солнца (семь основных «металлов» с которыми имели дело европейские
алхимики чаще назывались именами планет), а с принципами - «философской ртутью»
или «философским золотом» (получило известность высказывание «Наше золото – не
золото черни»). Эти принципы воплощены повсюду, например, как мы показали выше,
религиозные символы призваны служить одним из воплощений принципа «философского
Меркурия», посредника, соединяющего «небесное» и «земное» в химической свадьбе.
Символические выражения Сакрального могут передаваться с помощью изображения (в
европейских алхимических трактатах часто иллюстрации занимают больше места, чем
текст, иногда они состоят просто из серии гравюр с краткими комментариями или
без них), притчи, мифа, духовной музыки, танца, молитвы, ритуальной маски,
архитектуры, скульптуры, мистериального действа и т. д. Но для традиционного
мышления и весь мир символичен, по выражению аль-Газали, «всеславный Бог
проявил людям Свою речь посредством ощутимых вещей» . Символы как бы являются
естественным языком, раскрывающим сакральную реальность сверхчувственного мира
с помощью образов чувственного мира: например, у Платона познание архетипов не
только предшествует познанию вещей, но и происходит через познание
феноменального мира, как припоминание. М. Элиаде в своих работах показывает,
что любая мифология имеет такой «платоновский» характер, расценивая чувственный
мир как «тени» архетипов.
В многочисленных трудах Р. Генона обстоятельно доказывается, что видение во
всем архетипов - одна из центральных особенностей традиционного мышления;
символический язык, конституирующий субъективность и мировидение человека,
играет центральную роль не только в алхимии, но и вообще в традиционной
культуре и искусстве, придавая религиозный смысл всему, что делает человек.
Учёного традиционной культуры больше интересует высшее значение событий, чем их
материальные причины. Алхимию, как священную науку (наряду с нумерологией,
астрологией, сакральной географией и др.), отличает от современных наук прежде
всего то, что явления чувственного мира служат лишь опорой для познания по
аналогии с ними сверхчувственного, архетипического порядка .
Именно в этой, символической сфере часто лежит главный смысл даже чисто
химических, на современный взгляд, опытов алхимиков. Например, одной из
центральных алхимических реакций являлась перегонка киновари (HgS): при
нагревании из неё выделяется ртуть, при дальнейшем нагревании происходит новое
соединение ртути и серы и восстановление киновари. Белую ртуть в Индии
отождествляют с семенем Шивы, а красную серу – с менструальной кровью богини
Шакти, поэтому восстановление киновари служит ритуалом «химической свадьбы»,
символически повторяющем соитие божественной пары, в которой рождается
Вселенная, и которое служит архетипом любого рождения (роли мужского и женского
начал не закреплены строго за определёнными веществами, в разных традициях и
ситуациях они могут меняться, - неизменным остаётся принцип). В Китае ещё более
важной была ассоциация восстановленной киновари, сочетающей красное и белое, с
эмбрионом, «образующимся, по китайским представлениям, из соединения спермы
отца и менструальной крови матери. Киноварь, таким образом, оказывалась не
только андрогинным веществом, но и своего рода зародышем бессмертия» (ср. с
символикой соединения левого и правого каналов в индийской и тибетской йоге).
Рождение бессмертного андрогина в результате «химической свадьбы» - ещё один
важнейший и универсальный для всех традиций архетип трансформации. Центральное
место в символизме химической свадьбы и рождения андрогина занимает
соединение-трансценденция всех мыслимых противоположностей; уже первый
известный нам алхимический трактат называется "О единении триады” (Вэй Боян, 2
в.), и подразумевает объединение основных элементов китайской картины мира -
Неба, Земли и Человека с одной стороны, и сперматической эссенции (цзин),
пневмы (ци) и духа (шэнь), с другой. Особый акцент на образующемся в результате
«тонкоматериальном» бессмертном зародыше характерен не только для китайской
традиции – уже в трактатах Зосимы из Панополиса (4 в.) говорится о заключенном
в Адаме (от евр. «adama» - «красная глина») световом человеке (ανθρωπος
φωτεινος), который может быть освобожден; индийская традиция также говорит о
формировании тонкого «неразрушимого тела» (сиддха деха, т. е. «тело адепта»).
Европейской философии также не чужд архетип, символизируемый стадиями
«перегонки киновари»: это три этапа диалектического самодвижения единого, -
пребывание, выхождение из себя, возвращение в себя, которые описывал еще Гегель
(тезис, антитезис, синтез). В трансперсональной психологии эту схему
разворачивает К. Уилбер, выделяя три универсальных этапа в любом процессе
развития:
1. первоначальное слияние;
2. дифференциация, выделение развивающегося элемента;
3. интеграция в целое на новом уровне.
Перегонка киновари позволит нам проиллюстрировать ещё несколько важнейших
универсальных аспектов алхимической трансформации. Необходимое для неё
нагревание «внутренним огнём» (также понятое символически, например, как
дыхательная практика, сосредоточение и др.) помогает алхимику ускорить работу
природы по эволюции металлов, которые в природе медленно вызревают или
деградируют в недрах земли, по состоящей из 7 ступеней эволюционной лестнице,
начинающейся свинцом и кончающейся золотом (в индийской традиции – ртутью),
положение на которой определяется отягощённостью грубой материей. Часто
неблагородные металлы рассматривались как пораженные болезнью драгоценные
металлы, их следовало исцелить путём убиения и воскрешения. Это ещё один
центральный для алхимической трансформации мотив – чтобы родиться заново,
сначала нужно умереть. В реакции перегонки киновари, она также сначала умирает
и «разлагается», чтобы потом в результате «химической свадьбы» возродиться
очищенной от примесей.
В европейской традиции этап инициатической смерти проходит через принесение
себя в жертву (символизируя отказ от своеволия, смерть «Я», как высшей
личностной инстанции - «кто потеряет душу, свою ради Меня, тот обретет её» ,
«кто погубит её, тот оживит её» ), которую алхимики описывали как «работу в
черном» (лат. nigredo) - стадию разложения, гниения, смерти в Великом Делании.
Здесь смерть – не одноразовый акт, а каждодневная реальность для практикующего
- «Я каждый день умираю» . Смерть рождает, отказ от «Я» приводит к восстановлению
«истинной природы» или «эмбрионального состояния», снятию «первородного греха»,
освобождая место для открытого необусловленного бытия. Лишь открывшись, став
«как дети» можно выйти из обычного полусна в «просветы бытия»; смерть «ветхого
Адама» ведет к «рождению в духе». В алхимических терминах убитый металл
превращается в первоматерию, обретающую чистоту и белизну, соответствующие
второй стадии Делания - «работе в белом» (лат. albedo). Душа становится как бы
девственно чистой невестой, готовой для свадьбы с духом, соединения в одно
целое, в котором адепт преображается, происходит Воскресение, рождение
Божественного младенца, внутреннего Христа, называемого также Философским
камнем, эликсиром бессмертия, или красным эликсиром (а сама третья стадия
Делания называется «работа в красном», лат. rubedo). Таково одно из
символических описаний цели духовной работы. Подобный путь характерен не только
для алхимии; по словам М. Элиаде, «одна и та же схема посвящения – страдания,
смерть, воскресение (воз-рождение) – обнаруживается во всех мистериях» ,
возможно, являясь необходимой парадигмой пути духовной работы. В религиозных
традициях этот процесс происходит благодаря идентификации практикующего с
архетипом, представленным центральным символом традиции (обычно это проективный
символ единства или синергии «земного» и «небесного» начал в человеке, - Будда,
Христос, дао-человек и т. п.). Отождествляясь с ним, практикующий как бы
переносит на него функции высшей психической инстанции, отказываясь от прежнего
себя, «ветхого Адама».
Данная работа призвана служить прежде всего введением к медитациям над
алхимическими текстами и символами, и может быть полезна в качестве усилителя,
амплификатора мысли читателя, а не как попытка доказательства каких-либо
тезисов или установления фиксированных истин.