Представляем
читателям Фритьофа Шуона (1907-1996) - религиозного философа, поэта, художника.
Он видел спасение мятущегося человечества XX века в обращении к Традиции - его
называли "главным толкователем той Извечной Мудрости, которая является
сердцем всех Откровений". Традиционные религиозные культуры - от буддизма
и индуизма до христианства и ислама - были для Шуона равноценны, он искал и
находил их созвучия, не считая, однако, что они должны слиться в некий единообразный
религиозно-культурный континуум. В своих странствиях Шуон постигал мудрость
суфийских шейхов, вождей племен американских индейцев, японских синтоистов.
Его книги оказали влияние и на западную, и на восточную мысль XX века. Однако
он меньше известен, чем такие ревнители Традиции, как Рене Генон и Юлиус Эвола.
Шуон не был популярным лектором или проповедником, не выступал по радио и ТВ.
Будучи известен в ученых кругах философов, религиоведов, искусствоведов,
этнологов и изъездив чуть ли не полмира, он всегда оставался в тени. Исследуя
религии, он нередко по долгу жил в различных традиционных общинах, например,
среди индейцев, которые не имели от него тайн. При этом он работал дизайнером
по тканям - не где-нибудь, а в Париже. Его долгая жизнь была наполнена событиями.
Он воевал с фашистами, попал в плен и сумел бежать. Немец по происхождению, он
писал в основном по-французски, сменил за жизнь несколько раз гражданство.
Однако он не был равнодушным космополитом - он был человеком мира.
В России Шуон не бывал, но знал восточную христианскую традицию, в том числе и
православную культуру и искусство, которые очень высоко ценил. Краски в палитре
изучавшейся им человеческой вселенной сверкают всеми цветами радуги.
На русском языке труды Фритьофа Шуона еще не печатались. Ныне в одном из
московских издательств осуществлен и готовится к изданию перевод его избранных
произведений.
Фритьоф Шуон. Мужчина и женщина
Несомненно, что плоть была проклята из-за грехопадения, но лишь в некотором
отношении; человеческое тело, как мужское, так и женское, есть проявление
Божественного в мире и остается таковым, несмотря на падение. Любя друг друга,
супруги любят проявление друг в друге Божественного. Основываясь на этой связи,
ислам косвенно признает священный характер сексуальности самой по себе.
Христианское богословие, основательно занимающееся вопросами греха, иногда
относится к женскому полу с явным пессимизмом. Некоторые авторы считают.что
только мужчина сотворен по образу Божию, а женщина нет. Между тем Библия
гласит, что Бог не только сотворил человека по Своему образу, но также
"мужчину и женщину сотворил их", что нередко с большой
изобретательностью толкуется превратно.
Первым доказательством - если такие доказательства нужны - того, что женщина,
как и мужчина, является Божественным образом, можно назвать то, что она -
человеческое существо. Как и он, она есть homo, или anthropos; ее форма
человеческая и, следовательно, Божественная. Другое доказательство кроется в
том факте, что по отношению к мужчине женщина выполняет почти божественную -
творящую функцию, что было бы невозможно, если бы она не воплощала качеств
Творца, Абсолюта.
Для того чтобы исправить чрезвычайно односторонние мнения в вопросе пола, мы
попытаемся определить три уровня взаимоотношений мужчины и женщины: 1) сексуальная,
биологическая, психологическая и социальная связь; 2) просто человеческая и
братская связь, и, наконец, 3) истинно духовная и сакральная связь. Что
касается первого уровня, здесь явно существует неравенство, и отсюда возникает
социальная подчиненность женщины, подчиненность, которая имеет своим прообразом
физическое строение женщины и ее психологию; но все это может быть возмещено в
других измерениях. На втором уровне женщина равна мужчине, ибо она тоже
принадлежит роду человеческому; здесь сфера не подчиненности, а дружбы, и само
собой разумеется, что жена может превосходить своего мужа, поскольку одна
человеческая индивидуальность может в чем-то стоять выше другой, вне
зависимости от пола. Наконец, что касается третьего уровня, то здесь
чрезвычайно парадоксальным образом проявляется обоюдное превосходство: в любви,
как мы уже сказали раньше, супруга выполняет по отношению к своему мужу
Божественную функцию, подобно тому, как это делает мужчина по отношению к
женщине вообще...
В основе своей каждая любовь является поиском Высшей Сущности, или потерянного
Рая. Нежная или мучительная меланхолия, которая часто сопровождает любовные
мотивы в поэзии или музыке, - свидетельство этой ностальгии по утраченному Раю,
а также тоска о мимолетности земных мечтаний, сладостность которых относится
именно к Раю, которого мы больше уже не постигаем или еще не постигаем.
Цыганские скрипки тоскуют не только по высотам и безднам той любви, которая
слишком человеческая, но в своей глубочайшей и жгучей печали они воспевают
жажду Вина Небесного, которое есть сущность Красоты. Вся эротическая музыка
настолько, насколько она является благородной, примыкает к звукам флейты
Кришны, одновременно чарующей и освобождающей.
Роль музыки, как и женщины, двоесмысленна, и то же самое относится к
танцевальному искусству и поэзии: наблюдается либо самовлюбленное раздувание
своего "я", либо блаженное растворение в Сущности.
Мужчина стабилизирует женщину, женщина оживляет мужчину. Мужчина, подобно луне,
"отмирает" без женщины-солнца, которая дает мужскому гению то, что
нужно для его расцвета, и, наоборот, мужчина-солнце дает женщине свет, позволяя
ей утвердиться как женщине.
Вогоподобие человека проявляется в универсальности его способностей, его
благородство выражается вертикальным и тяготеющим к небу положением, его
походка свободна и величественна, так как она отрывается от земной поверхности.
Некоторые виды животных тоже являются благородными, даже некоторые виды
растений и минералов, но их благородство фрагментарно по сравнению с
благородством человека.
Только у человека голова "освобождена" от тела так, чтобы властвовать
над ним, как бы представляя собой новое и независимое существо - подобно Духу,
господствующему над хаосом. В оппозиции между головой и телом, когда каждая
составляющая кажется самостоятельным миром, голова олицетворяет мужчину,
Сознание, а тело - женщину, Бытие. Однако все тело в своей целостности, когда
оно противопоставляется Сердцу, которое указывает на Божественный Интеллект, по
отношению к нему являет женское начало.
Отбросив вопрос о превосходстве полов, можно сказать, что мужчина олицетворяет
Знание, а женщина - Любовь. Или иначе, что мужское тело является более
"геометрическим", ведь оно в конечном итоге - "абстрактный"
образ Божественной Личности, тогда как женское тело более предстает "музыкальным"
выражением бесконечного Блаженства, Благородства и Невинности. Его благородство
подчеркивается вертикальными линиями, а невинная животворящая сила - изгибами,
и, таким образом, в женской плоти проявляются фундаментальные аспекты Первичной
Материи: Возвышенность, Чистота и Милосердие.
Говорят, что Бог геометр, но важно добавить, что Он также и музыкант.
Человеческое существо состоит из геометрии и музыки, духа и души - мужского и
женского. При помощи геометрии из хаоса оно создает порядок. Мужское тело
символически указывает на победу Духа над хаосом, является как бы магическим
знаком, способным обуздать слепые силы Вселенной. А женское предстает как бы
небесной музыкой, возвращающей падшей материи ее райскую прозрачность, или,
выражаясь языком даосизма, заставляющей пробиваться цветам из-под снега.
Материя и в самом деле может принять божественную форму, но эта форма
"гаснет" из-за невзгод, вызванных ее пленением. Человеческое тело
благодаря своему богоподобию, имеет в себе нечто Божественное, а потому
существует опасность вообразить себя Богом или Божественным существом, если бы
не присущая самому богоподобию скромность; эта скромность видна везде в
окружающей нас природе, что подтверждается примером солнца, которое, будучи
физическим отражением Божественного Интеллекта, сотворено "для того, чтобы
пасть ниц перед троном Аллаха", - как говорят мусульмане.
Спасибо за статью. Помнится в университете на уроке философии преподаватель, кажись он профессор, скал следующее: "Бог по образу и подобию создал ангела, и ангел предал его. Затем он создал человека, мужчину, возгордился он. И тогда он создал женщину, совершенное существо...."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]