Форма входа

Категории раздела

Экзистенциализм [2]
Традиционализм [4]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
CURRENT MOON
 

Наша кнопка

Сайт Inverted Tree

Сайт Касталия

Сайт харьковского лагеря ОТО

Магический колледж Телема-93

Анасхор

Lizi Black

Герман Гессе : немецкий писатель

occultlibrary.ru

Svarte Aske

Horus/Maat Lodge

Illuminates Of Thanateros

VELVET REVOLUTION

Конкурс «Оккультное просвещение — 2013»
Четверг, 18.04.2024, 23:13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

         
      

Каталог статей

Главная » Статьи » Философия » Традиционализм

"Мужчина и женщина" Фритьоф Шуон

Представляем читателям Фритьофа Шуона (1907-1996) - религиозного философа, поэта, художника. Он видел спасение мятущегося человечества XX века в обращении к Традиции - его называли "главным толкователем той Извечной Мудрости, которая является сердцем всех Откровений". Традиционные религиозные культуры - от буддизма и индуизма до христианства и ислама - были для Шуона равноценны, он искал и находил их созвучия, не считая, однако, что они должны слиться в некий единообразный религиозно-культурный континуум. В своих странствиях Шуон постигал мудрость суфийских шейхов, вождей племен американских индейцев, японских синтоистов.
Его книги оказали влияние и на западную, и на восточную мысль XX века. Однако он меньше известен, чем такие ревнители Традиции, как Рене Генон и Юлиус Эвола. Шуон не был популярным лектором или проповедником, не выступал по радио и ТВ. Будучи известен в ученых кругах философов, религиоведов, искусствоведов, этнологов и изъездив чуть ли не полмира, он всегда оставался в тени. Исследуя религии, он нередко по долгу жил в различных традиционных общинах, например, среди индейцев, которые не имели от него тайн. При этом он работал дизайнером по тканям - не где-нибудь, а в Париже. Его долгая жизнь была наполнена событиями. Он воевал с фашистами, попал в плен и сумел бежать. Немец по происхождению, он писал в основном по-французски, сменил за жизнь несколько раз гражданство. Однако он не был равнодушным космополитом - он был человеком мира.
В России Шуон не бывал, но знал восточную христианскую традицию, в том числе и православную культуру и искусство, которые очень высоко ценил. Краски в палитре изучавшейся им человеческой вселенной сверкают всеми цветами радуги.
На русском языке труды Фритьофа Шуона еще не печатались. Ныне в одном из московских издательств осуществлен и готовится к изданию перевод его избранных произведений.


Фритьоф Шуон. Мужчина и женщина

Несомненно, что плоть была проклята из-за грехопадения, но лишь в некотором отношении; человеческое тело, как мужское, так и женское, есть проявление Божественного в мире и остается таковым, несмотря на падение. Любя друг друга, супруги любят проявление друг в друге Божественного. Основываясь на этой связи, ислам косвенно признает священный характер сексуальности самой по себе. Христианское богословие, основательно занимающееся вопросами греха, иногда относится к женскому полу с явным пессимизмом. Некоторые авторы считают.что только мужчина сотворен по образу Божию, а женщина нет. Между тем Библия гласит, что Бог не только сотворил человека по Своему образу, но также "мужчину и женщину сотворил их", что нередко с большой изобретательностью толкуется превратно.

Первым доказательством - если такие доказательства нужны - того, что женщина, как и мужчина, является Божественным образом, можно назвать то, что она - человеческое существо. Как и он, она есть homo, или anthropos; ее форма человеческая и, следовательно, Божественная. Другое доказательство кроется в том факте, что по отношению к мужчине женщина выполняет почти божественную - творящую функцию, что было бы невозможно, если бы она не воплощала качеств Творца, Абсолюта.

Для того чтобы исправить чрезвычайно односторонние мнения в вопросе пола, мы попытаемся определить три уровня взаимоотношений мужчины и женщины: 1) сексуальная, биологическая, психологическая и социальная связь; 2) просто человеческая и братская связь, и, наконец, 3) истинно духовная и сакральная связь. Что касается первого уровня, здесь явно существует неравенство, и отсюда возникает социальная подчиненность женщины, подчиненность, которая имеет своим прообразом физическое строение женщины и ее психологию; но все это может быть возмещено в других измерениях. На втором уровне женщина равна мужчине, ибо она тоже принадлежит роду человеческому; здесь сфера не подчиненности, а дружбы, и само собой разумеется, что жена может превосходить своего мужа, поскольку одна человеческая индивидуальность может в чем-то стоять выше другой, вне зависимости от пола. Наконец, что касается третьего уровня, то здесь чрезвычайно парадоксальным образом проявляется обоюдное превосходство: в любви, как мы уже сказали раньше, супруга выполняет по отношению к своему мужу Божественную функцию, подобно тому, как это делает мужчина по отношению к женщине вообще...

В основе своей каждая любовь является поиском Высшей Сущности, или потерянного Рая. Нежная или мучительная меланхолия, которая часто сопровождает любовные мотивы в поэзии или музыке, - свидетельство этой ностальгии по утраченному Раю, а также тоска о мимолетности земных мечтаний, сладостность которых относится именно к Раю, которого мы больше уже не постигаем или еще не постигаем. Цыганские скрипки тоскуют не только по высотам и безднам той любви, которая слишком человеческая, но в своей глубочайшей и жгучей печали они воспевают жажду Вина Небесного, которое есть сущность Красоты. Вся эротическая музыка настолько, насколько она является благородной, примыкает к звукам флейты Кришны, одновременно чарующей и освобождающей.

Роль музыки, как и женщины, двоесмысленна, и то же самое относится к танцевальному искусству и поэзии: наблюдается либо самовлюбленное раздувание своего "я", либо блаженное растворение в Сущности.

Мужчина стабилизирует женщину, женщина оживляет мужчину. Мужчина, подобно луне, "отмирает" без женщины-солнца, которая дает мужскому гению то, что нужно для его расцвета, и, наоборот, мужчина-солнце дает женщине свет, позволяя ей утвердиться как женщине.

Вогоподобие человека проявляется в универсальности его способностей, его благородство выражается вертикальным и тяготеющим к небу положением, его походка свободна и величественна, так как она отрывается от земной поверхности. Некоторые виды животных тоже являются благородными, даже некоторые виды растений и минералов, но их благородство фрагментарно по сравнению с благородством человека.

Только у человека голова "освобождена" от тела так, чтобы властвовать над ним, как бы представляя собой новое и независимое существо - подобно Духу, господствующему над хаосом. В оппозиции между головой и телом, когда каждая составляющая кажется самостоятельным миром, голова олицетворяет мужчину, Сознание, а тело - женщину, Бытие. Однако все тело в своей целостности, когда оно противопоставляется Сердцу, которое указывает на Божественный Интеллект, по отношению к нему являет женское начало.

Отбросив вопрос о превосходстве полов, можно сказать, что мужчина олицетворяет Знание, а женщина - Любовь. Или иначе, что мужское тело является более "геометрическим", ведь оно в конечном итоге - "абстрактный" образ Божественной Личности, тогда как женское тело более предстает "музыкальным" выражением бесконечного Блаженства, Благородства и Невинности. Его благородство подчеркивается вертикальными линиями, а невинная животворящая сила - изгибами, и, таким образом, в женской плоти проявляются фундаментальные аспекты Первичной Материи: Возвышенность, Чистота и Милосердие.

Говорят, что Бог геометр, но важно добавить, что Он также и музыкант. Человеческое существо состоит из геометрии и музыки, духа и души - мужского и женского. При помощи геометрии из хаоса оно создает порядок. Мужское тело символически указывает на победу Духа над хаосом, является как бы магическим знаком, способным обуздать слепые силы Вселенной. А женское предстает как бы небесной музыкой, возвращающей падшей материи ее райскую прозрачность, или, выражаясь языком даосизма, заставляющей пробиваться цветам из-под снега.

Материя и в самом деле может принять божественную форму, но эта форма "гаснет" из-за невзгод, вызванных ее пленением. Человеческое тело благодаря своему богоподобию, имеет в себе нечто Божественное, а потому существует опасность вообразить себя Богом или Божественным существом, если бы не присущая самому богоподобию скромность; эта скромность видна везде в окружающей нас природе, что подтверждается примером солнца, которое, будучи физическим отражением Божественного Интеллекта, сотворено "для того, чтобы пасть ниц перед троном Аллаха", - как говорят мусульмане.

 

Категория: Традиционализм | Добавил: Баньши_Дану (11.07.2010)
Просмотров: 3289 | Комментарии: 1 | Теги: Фритьоф Шуон
Всего комментариев: 1
1 fox  
0
Спасибо за статью. Помнится в университете на уроке философии преподаватель, кажись он профессор, скал следующее: "Бог по образу и подобию создал ангела, и ангел предал его. Затем он создал человека, мужчину, возгордился он. И тогда он создал женщину, совершенное существо...." smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]