Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Наша кнопка |
---|
![]() |
Главная » Статьи » Магия » Гностицизм |
![]() Как же выглядит этот редкий экземпляр? Это не самая крупная из тропических бабочек, но тем не менее: размах крыльев около тридцати сантиметров; расцветка: цикламеново-сине-золотая, окаймлённая яркой фиолетовой полосой. Коллекционеры дают за экземпляр от двадцати до тридцати тысяч долларов. Но её, так сказать, сомнамбулическая ценность куда серьёзней: если mariposa auri снится несколько ночей подряд, туземец забирает семью и поспешно уезжает навсегда в иные края, если же сновидение не исчезает, он предпочитает стать "дабом"(полинезийское слово), то есть, одержимым, которому жить или умереть равно безразлично. Однако поверья о золотой бабочке не столь однозначны, что лишний раз доказывает ложность категорических выводов. У дикарей Заира, к примеру, бабочка вообще, а золотая в особенности - "великий символ" ресуррекции. Молодой человек, по их поверьям, "малая гусеница", пожилой - большая гусеница, только что похороненный - хризалида. У последнего есть шанс (при условии, что он был либо доблестным воином либо магом) вылететь в полнолуние из могилы золотой бабочкой. В северном полушарии мифология mariposa auri развита с незапамятных времён в метафорической пролонгации бабочек обыкновенных. Хотя, что значит подобный эпитет в ситуации бабочки? В Мексике, в Египте, в Греции и Скандинавии бабочки символизировали высокие либо радикальные моменты бытия - инобытия. У ацтеков "обсидиановая бабочка" воплощала бога огня, древние скандинавы полагали, что души погибших воинов резвятся мотыльками среди цветов. У греков Психея изображалась с крыльями бабочки, собственно говоря, бабочка - возможный перевод слова психе. Трансформация отношения к жизни удивительна: душа - бабочка у греков - создание изысканное, прихотливое, субтильное - и душа современной психологии - мрачное поле пересечения въедливых и тягостных комплексов, предмет купли-продажи дьявола или мафии. Герметические "весёлые науки" трактуют символ бабочки особенно широко - от простой гностической аналогии ("саркиркер"(плотски человек - гусеница) пневматик (духовный человек - хризалида) - до тёмных и сложных алхимических суггестий. Мы хотим немного остановиться на одном из самых выдающихся текстов алхимической поэзии - имеется в виду "Генрих фон Офтердинген" Новалиса. В начале романа молодой Генрих видит инициатический сон удивительной красоты. Юноша вступает в сказочный, фасцинативный пейзаж и проходит по высеченным в скале ступеням: "... и здесь он увидел мощную водяную струю, которая вырываясь из подобия водоёма, поднималась до каменного свода, ударяясь, рассыпалась в бесчисленных искрах и падала в большую чашу - водоём. Струя светилась лучезарным золотом. Ни малейшего шума. Священная тишина." Описание инициатического сна традиционно в алхимической литературе. Но здесь художественное усилие романиста эстетизирует процесс. Перед нами удивительное изображение materia prima, "гилё": "Он разделся и погрузился в чашу-водоём. И словно вечерние облака объяли его. Нежное сладострастие, образы, мысли... волны, словно дивные груди, ласкались к нему... Волны осязались растворённой, влекущей девушкой, она словно рассеялась в теле юноши." Далее светящийся поток выносит Генриха на берег, а затем "... поток устремлялся вверх и распадался, пропадал в воздухе. В отдалении виднелись тёмносиние скалы в пёстрых прожилках. Дневной свет был мягче и прозрачней обычного, чёрносинее небо яснее..." И вот средоточие этого сна: "Юношу более всего поразило явление среди цветов одного высокого, светлоголубого - его листья, овальные и блестящие, касались потока..." Этюд в синем мажоре, эпифания голубого цветка в меркуриально активизированном виде. Причём здесь золотая бабочка, спрашивается? Новалис умолчал об этом, но в алхимических книгах легко найти пролонгацию деликатного процесса. Авиценна именует подобный пейзаж "сапфировой страной гермафродита" и разъясняет: "Когда наша голубая лилия расцветёт и распространит свой аромат, к ней спустится крылатый сульфур, который философы называют золотым мотыльком". Герметическая поэзия (любопытный курьёз) гораздо ранее энтомологов и зоологов открыла разные диковинные существа: учёные обнаружили золотых бабочек на Амазонке лишь в конце девятнадцатого века и чёрных лебедей в Австралии - в конце восемнадцатого. В символике алхимии те и другие фигурируют минимум с тринадцатого века. Изысканной красотой образов и символов алхимия трудна для современного детерминированного понимания - мы, привыкшие к постоянным либо-либо, никак не можем уяснить, что это - искусство или наука или философия. И синтетические суждения типа: " алхимия это то, плюс то, плюс ещё кое-что" оставляют в душе горький вкус разочарования. Когда мы читаем у Авиценны: "пыльца золотой бабочки и есть искомая пудра проекции", то полагаем, что это аллегория или метафора какого-нибудь химического вещества или состава. Комментарий тоже не радует: "пыльца золотой бабочки, - пишет Иреней Филалет, - это белый сульфур, пронизанный солнцем в своей внутренней меркуриальности". Толкование сложнейшей алхимической темы, во-первых, нам не по силам, во-вторых, не входит в нашу задачу. Скажем лишь: пыльца золотой бабочки это т.н. "сперма золота" и, следовательно, мужское начало алхимического гермафродита. В стихотворении "Колдун" французского символиста Жана Ришпена (конец прошлого века) есть такие строки: "Много находит тот, кто мало ищет... И в хризалиде сульфура спит крыло золотой бабочки". Не будем искажать прекрасную тайну символа неуклюжими домыслами, напротив, постараемся оттенить её столь же загадочной фразой: "Почему ты летаешь так непонятно, золотая бабочка? Потому, что я совпадаю со своим собственным отражением". Вопрос задала Алиса в Зазеркалье, представительница альтернативной интеллигенции. Это одна из попыток расшифровки данной летучей загадки. Действительно: полёт бабочки непредсказуем в каждый момент, математик Риман даже считал, что она повинуется неведомым законам гипергеометрии. Ответ Алисе открывает определённое пространство интерпретаций знаменитому вопросу Чуанг-дзы: Кто я? Чуанг-дзы, которому снится бабочка, или бабочка, которой снится Чуанг-дзы. Если золотая бабочка совпадает со своим отражением, она, очевидно, совпадает и со своим сновидением. Евгений Всеволодович Головин. | |
Категория: Гностицизм | Добавил: Баньши_Дану (23.09.2009) | |
Просмотров: 2676 | Комментарии: 4
| Теги: |