Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Наша кнопка |
---|
Главная » Статьи » Телесно ориентированные практики » Шаманизм |
Оценивая
сотериологию книги Бардо в свете архаических постмортальных обрядовых
комплексов, следует выделить отличия, которые при ближайшем рассмотрении
таковыми не являются. Роль ламы при умирающем и мертвом считается сводящейся,
по-преимуществу, к препровождению вольной души в ясный свет. "Вольная
душа" является техническим термином, у народов севера Евразии означающая
конкретную душу, имеющую континуальность существования, вселяющуюся в плод
незадолго до рождения и покидающую тело первой при смерти. Эта душа
является непосредственным ставленником персонального духа-владыки живого
существа. Помимо нее, распаду при смерти не подвержена и еще одна, часто так
называющаяся "темная, теневая душа", которая продолжает посмертное
существование в неведении о факте смерти. Терминологически теневая и вольная душа
зачастую меняются местами. Так у
якутоязычных долганов живые существа наделяются "теневой душой"
или гениусом kjuljuk. Помимо этого, есть родовые хранители, aiji (владыки).
Надо отметить, что звери у долганов (также как и у якутов) занимают место в
тварной иерархии равное людям. Как бы не именовались теневая и вольная
души, архаическое мировоззрение оперирует двумя основными, покидающими человека
после смерти, инстанциями, одна из которых является духом-владыкой, другая
копией прижизненного самосознания.
У юкагиров есть понятие a'ibi, души, находящейся в голове, но
свободной покидать носителя, и понятие гениуса pe'jul. После смерти темная душа имеет тенденцию оставаться
близ тела на протяжение максимально долгого времени, и роль шамана в мортальном
обряде состоит в ее сопровождении к месту поселения таких душ под землей, где
они ведут существование, как на земле, но не создают хлопот своим присутствием.
Это так называемые ложные самосознания, не подвергшиеся диссолюции. Вольная
душа, в противность теневой, не нуждается в сопровождении шамана, но ведется
непосредственно духом-владыкой. Очевидно, что искажение этого принципа
последовало как естественное продолжение манкирования инициатическими обрядами,
связанными с вступлением в контакт с духом, обретением способности слышать
голос духа, которые были присущи отнюдь не только культурам северной Америки,
но всем без исключения архаическим сообществам. В рецитировании книги бардо
умершему и умирающему осуществляется попытка догнать ушедший поезд, ушедший
потому, что билеты на него, имеющиеся в совершенно достаточном количестве,
развесили в зале ожидания, обрамив в рамки, сочтя их расписаниями. Несмотря на
то, что наблюдаются попытки коммуникации также и с теневой душой, они не
являются декларирующимся правилом.
Орочи считают, что человек продолжает жить в виде своей
"теневой души" han'a. Голды также обозначают мертвого, то есть душу,
которая продолжает жить в мире мертвых (buni), словом, которое этимологически
соотносится с обозначением души во всех тунгусских языках, fanja или pan'a,
"тень, отражение, душа" (Лопатин, 1922). Надо понимать, что практика рецитации книги
Бардо и направлена изначально на взаимодействие именно с теневой душой,
непонимание чего для живых существ является трагикомическим знаком. Собственно
на момент диссолюции, когда вольная душа уходит, а все остальное при
нормальных обстоятельствах без остатка (темпоральных скрепляющих связей)
диссолюцируется, указывается только мимоходом, как на высшее достижение,
возможное в самом начале, а все дальнейшее и подробнейшее является аккуратным
препровождением теневой души в подземную деревню мертвых. (что
квалифицированный лама делает лично, поскольку мертвый неизбежно нарушит
какие-либо из установленных в мире мертвых законов, если будет предоставлен сам
себе; чтение-же книги вслух является необходимой обрядовой канвой) Примечательно, что архаические мировоззрения,
которые являются единственно верными, рассматривают теневую душу как остающуюся
в мире мертвых вплоть до своего полного распада, тогда как новые воплощения
инициируются духом-владыкой. В этом свете книга Бардо преподносит известие о
том, что именно теневая душа отныне, не найдя покоя в мире мертвых, в конечном
счете получает новое воплощение в мире, откуда она ушла. Этим (не книгой Бардо,
а возвращением мертвых) колымские юкагиры (Bogoras, The Chukchee, The Jesup
North Pacific Expedition, Memoiries of the American Museum of Natural History,
Vol. 7, 1904-1907) объясняют лавинообразное повышение численности населения
и одновременное снижение числа истинных людей, то есть юкагиров. Источник: http://blud.pp.ru/ | |
Категория: Шаманизм | Добавил: Баньши_Дану (10.01.2011) | |
Просмотров: 1839 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |