I
В соответствии с магическим описанием мира в изложении Карлоса Кастанеды, техника Перепросмотра является одним из краеугольных камней трансформации человека. Кратко изложу концепции, связанные с Перепросмотром.
Все люди делятся на сталкеров и сновидящих. Исходя из этого, для каждой категории имеется ключевая техника, способствующая кардинальной энергетической трансформации. По словам Флоринды Матус «перепросмотр является основной силой сталкеров, так же как тело сновидения является силой для сновидящих».
Необходимость в Перепросмотре явилась следствием открытий магов, сделанных в результате видения. Дон Хуан говорил: «маги древней Мексики увидели, что вся Вселенная состоит из энергетических полей в форме светящихся нитей, эти энергетические поля структурируются в потоки светящихся волокон, потоки, которые являются постоянными, вечными силами Вселенной. Маги назвали поток или струю нитей, относящуюся к перепросмотру, Темным морем осознания, или Орлом. Он сказал, что еще маги выяснили - каждое живое существо во Вселенной прикреплено к Темному морю осознания круглым световым пятном, которое было заметно, когда эти существа воспринимались как энергия….в момент смерти Орел, всасывает через точку сборки осознание живых существ. Они также увидели, что темное море осознания на мгновение, колеблется, когда встречается с магами, которые выполнили пересказ своей жизни… Маги обнаружили колоссальную истину о силах Вселенной: Темному морю осознания нужны только наши жизненные переживания, а не наша жизненная сила».
Это первая причина- возможность освобождения, уплата долга, взимаемого в момент смерти. Есть и еще одна причина, более утилитарная - высвобождение энергии, уловленной миром и последующее использование её в магических целях. По словам дона Хуана «сила перепросмотра в том, что он расшевеливает весь мусор жизни человека и выносит его на поверхность». Таким образом, обнаруживая в ходе перепросмотра свои повторяющиеся шаблоны и распутывая нити энергетического тела, практикующий приобретает свойства текучести, позволяющие манипулировать положением точки сборки.
Перепросмотр имеет два уровня
• Формальная практика
• Спонтанная практика
Между ними имеется триггер в виде воспоминания- проводника. Выполняя должным образом формальный перепросмотр, человек приходит к событию «ужасающей отчетливости деталей. Маги называют это событие проводником, потому что после него каждое событие, к которому мы прикасаемся, переживается заново, а не просто вспоминается». С этой точки начинается спонтанный перепросмотр - всплески интенсивных переживаний жизни, которые настигают в любой момент.
Опущу все описания, связанные с дыханием, списком и ящиком в перепросмотре. Это конечно интересно, но об этом говорилось уже не раз и, думаю, всем порядком уже надоело. Не так уж важны и эффекты процесса перепросмотра. Те, кто практиковали, знают, как это проявляется - все нестабильности физического и эмоционального состояния объясняются медленным, но неуклонным движением точки сборки.
Во всем этом меня интересуют «странные» воспоминания. Это вложенные серии инсайтов такой силы, что принять их за игру воображения или стандартные случаи вспоминания совершенно невозможно. В моем случае эти квазивоспоминания начались после шестилетней практики перепросмотра. Не хочется спекулировать предположениями о деятельности в «повышенном осознании» и т.д., поэтому я решила сделать этот информационный обзор, являющийся скорее методом успокоения ума.
Итак, что это за воспоминания. Это четкие блоки памяти, в которых имеются навыки никогда в этой реальности не получаемые, это ситуации и взаимодействия, не имеющие места в линейном течении времени. Для начала обратимся к науке. Следует сказать заранее, что все, что известно науке о памяти и вспоминании, было получено в результате изучения всякого рода отклонений. Исходя из этого энграмма, или память-это запас информации, хранимый в Центральной нервной системе, который составляет всего 1% от общего потока входящей информации, все остальное отсеивается. Ответственна за это так называемая реакция внимания. Люди отфильтровывают в своем восприятии те элементы мира, которые поддерживают систему однозначности.
Существует первичная и вторичная память. Первичная память- это первое внимание, словесное выражение. Вторичная память- это второе внимание, зрение, слух, знание без слов, то, что свойственно животным и маленьким детям. Объем первичной памяти несоизмеримо меньше вторичной, это то, чем мы пользуемся в повседневности. Вторичная память проявляет себя у современного человека лишь во время сна с быстрым движением глаз. Наука считает, что ложная память - дежа-вю, возникает в результате нарушения работы воспоминания и осознавания. Также депривация сна служит еще одним стимулом для возникновения ложных воспоминаний. Кроме того, ученые выяснили, что эпилептики очень часто испытывали состояния дежа-вю перед приступами, что позволило ученым предположить, что ложная память связана с нарушением работы мозга, а именно гиппокампа (это часть мозга, находящаяся в височных долях, связана с обонянием и с обработкой пространственной информации). Однако, всплески дежа-вю случаются у маленьких детей и молодых людей, в старости же это почти не происходит. Логично было бы предположить, исходя из патологии, что случаи дежа-вю должны возникать в старости. Мне кажется, что ученые в этом вопросе бьют мимо цели, изучая явление в отрыве от человека.
Фрейд считал, что дежа-вю - это вспоминание снов. Он приводил множество доказательств того, что на ситуацию в момент дежа-вю накладывает отпечаток когда-то увиденный сон. Исходя из своей пренатальной теории, он объединяет дежа-вю с тягой возвращения в лоно матери. Если мы вдруг переживаем некий инсайт, острое воспоминание о чем-то неопределенном, но знакомом, значит, мы на самом деле вспоминаем материнское тело. Однако, существует категория «ложных» воспоминаний, которую можно соотнести с идеей реинкарнаций. Юнг был убежден в существовании некоей параллельной жизни. Первое переживание дежа-вю случилось у него в 12 лет. В дальнейшем он пережил еще серию ярких воспоминаний, убедивших его в том, что он жил и прежде, в весьма отдаленном прошлом. Он был склонен считать, что дежа-вю может быть как воспоминанием снов, так и воспоминанием реальных, некогда происходивших событий.
Западная материалистическая идеология пресекала возникновение интереса к существованию вне тела. Мы все в той или иной степени отравлены скепсисом «здравого смысла» и непременным поиском доказательств. Но хорошо известно, что в большинстве случаев человек ищет доказательства только тому, что соотносится с его личностными ценностями. Множество свидетельств возможных реинкарнаций игнорируется, принимается за плод экзальтированной фантазии. В Иудаизме, раннем христианстве, в исламе, неоднократно упоминается о реинкарнации.
В Европе и России в условиях идеологического гнёта, осуществляемого церковью, учение о реинкарнации сохранилось лишь тайных обществах.
С идеей реинкарнации западных людей познакомил Пифагор. На золотых пластинах адептов, вступавших в орфико-пифагорейское братство, было выгравировано предписание, не приближаться к реке Лета с левого берега, но идти по дороге справа, где должен был встретиться источник Мнемозины. Это богиня памяти, сестра Кроноса и Океаноса. Мать всех муз. Выпивая воды из её источника, получаешь возможность достигнуть основы существования, первоначальной реальности. У Пифагора была специальная техника, связанная с культурой памяти и она напоминала индийскую технику «возвращения к истокам»- это древний аналог Перепросмотра. Смысл «возвращения к истокам» заключался в окончании каримческих циклов , освобождении себя от власти Времени, посредством сжигания своей будущей жизни. «Возвращение к истокам» был способом познания своих прошлых реинкарнаций..
« Надо начать с какого-нибудь определенного момента, как можно более близкого к настоящему времени, и проделать весь путь наоборот («против шерсти»), с целью дойти до истоков, туда, где самая первая жизнь, вспыхнув в мире, породит Время, достигнуть того удивительного мгновения, когда Времени больше не будет, так как нет ничего, ничего не проявляется… Иначе говоря, отправившись от какого-то момента временной протяженности, можно исчерпать эту протяженность, проходя её в противоположную сторону и выйти в отсутствие Времени, в вечность…»
Эдгар Кейси говорил, что время- это одна из управляющих структур, свойственных лишь этому миру, как способ контроля над человечеством. За пределами этой реальности времени нет. Сегодня же человек превратился во временную протяженность от точки рождения, до точки смерти.
Нам известны два способа «возвращения назад». Это прямая реинтеграция и постепенный возврат к истокам. Первый способ связан с шаманскими инициациями – смертью и рождением заново, а второй с перепросмотром - это попытка вспомнить все, пережить и освободиться. Оба способа предназначены для достижения пракосмического состояния, первоначального Хаоса. В Индии считают, что знание своей «личной истории», в которую входит и память о своих прошлых воплощениях, дает овладение своей судьбой, выход за пределы вращения колеса Сансары.
В Китае аналогом перепросмотра может служить даосская техника «эмбрионального дыхания». «Возвращаясь к основам, обращаясь к истокам, можно победить старость, обрести то состояние, в котором находится зародыш». Метод заключается во вдохе по замкнутой цепи, в результате чего имитируется дыхание, и циркуляция крови от матери к ребенку и от ребенка к матери. «Эмбриональное дыхание» было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. На последнем этапе «эмбриональное дыхание» превращается в «унификацию дыхательных движений», которая имеет космологическую модель.
В одном из даосских текстов говорится: «Именно поэтому Будда в своем великолепии раскрывает метод алхимической работы огня и учит людей проникать заново в материнское лоно, чтобы воссоздать свою истинную природу и полноту своего жизненного предназначения». Таким образом, видно, что и в алхимии процессу перепросмотра уделялось серьезное внимание. В даосской алхимии говорится, что вдохи были смешаны и помещены в яйце, в Великом едином, от которого отделились Небо и Земля. Осуществляя в своем теле единство Неба и Земли, алхимики при помощи медитации возвращались в состояние Первоначального Хаоса. Согласно Николаю Кузанскому, время - это момент восприятия, зависящий от позиции наблюдателя. Следовательно, весь фокус состоит в сознательном выборе той позиции, которая позволит манипулировать временем, а до тех пор, пока человеческая деятельность сводиться к бессмысленному перемещению в пространстве, он раб времени. На временной поток может влиять только индивидуальность, реализованная личность, чему, кстати, в числе прочего, помогает практика перепросмотра. Однако, все индивидуальное - это погрешности системы, поэтому система старается или исправить их, или окончательно избавиться. Но это несколько иная тема…
Вернемся к мифологии. Например, в Греции забвение было сопоставимо со смертью. Река Лета протекала в царстве мертвых.
Те, кто пили воду из этой реки, теряли память о своих воплощениях и перерождались вновь. Однако все эти воспоминания сохранялись в человеке в скрытом состоянии и при помощи философского размышления или разного рода практик они могли быть актуализированы. В христианстве есть такое поверье, что выемка под носом у людей появляется вследствие удара Ангела, который он наносит перед самым рождением человека для того, чтобы тот забыл о своем прошлом воплощении. У древних славян птица Сирин являлась вестницей властелина подземного царства. Она родилась из железного яйца, олицетворяла темные силы забвения. Её пение обладало гипнотической силой, которая приводила к потери памяти, а следовательно, к потере себя. Это было испытание Духа человека.
Умершие - это те, кто потерял память. Но были герои, которые могли помнить все - например, Эфалид, которого Гермес одарил бесконечной памятью. По словам Апполония Родосского «даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мертвых, забвение не поглощало его души, и хотя, он живет то в обители теней, то в земном мире, залитым солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел». По словам Будды, когда боги теряли память, они падали на Землю и вновь становились людьми.
Платон говорил об анамнезии - припоминании, как средстве познания. Эту идею развил Джордано Бруно. Исходя из алхимических концепций божественности человеческого разума, который способен отразить божественный разум, Бруно разработал методику развития магической памяти. Метод активизировал длительную память клетки ДНК, с тем, чтобы вспомнить все реинкарнации. «Анамнезия достигнута, когда определенные пассивные нервные центры человеческого мозга становятся активными. Самостоятельно индивид не может достичь этого; активирующий раздражитель находится не в нем, а вне его. Нужно натолкнуть человека на раздражитель, только тогда в его мозгу начнется процесс, который, в конечном итоге, поможет ему выполнить свое предназначение». Джордано Бруно перед лицом инквизиции заявлял, что человек-это не только тело.
Забвение связано с иллюзией этого мира. За пределами человеческого разума, за пределами этого мира лежит Истина. И прийти к ней можно только через отказ выполнять линейные функции программы, формирующей нашу реальность. Ответ всегда перед нами, Дух все время стучит к нам в дверь. «Анамнезия - это рождение, порождение двух начал: человека и Святого Духа. Это рождение не может произойти без вхождения Святого Духа в человека. Святой Дух - это Ponds Dei, связь между двумя мирами».
II
Наряду с техникой Перепросмотра в настоящее время особое распространение получила техника Свидетеля. Это Перепросмотр, в котором делается акцент на осознавании связи положения тела, дыхания и события в жизни, породившего определенный повторяющийся импринт. Подобный акцент встречается и в саентологии - направлении, родоначальником которого был Рон Хаббарт. При всех положительных моментах этой практики, хочу отметить, что техника Свидетеля служит начальной отправной точкой для действительного путешествия обратно, к началу времен, а не универсальным средством трансформации. Безусловно, она носит и терапевтический эффект, благодаря чему многие практикующие очень высоко её ценят. Этот эффект можно сравнить с исповедью, происходит такое же облегчение, когда рассказываешь все тайные случаи из своей жизни Свидетелю. Такая практика- дань нашему стремлению к коллективному разделению чувств. Однако, все самое важное происходит с нами в одиночестве, рождение, смерть, как и истинное возвращение назад. Все наши объединения временны и мы должны это осознать, для того, чтобы не терять время, не ходить по дорогам, которые уже пройдены. Техника Свидетеля может помочь решить психологические проблемы определенного уровня, помочь осознать повторения в жизни, извлечь энергию из прошлого, но это лишь малая часть того, что нам необходимо для путешествия в Бесконечность.
Изначальное намерение вспомнить все в Перепросмотре, служит катализатором такого рода воспоминаний, которые позволяют нам осознать собственную природу.
Для примера хотелось бы привести пару случаев , связанных с анамнезией и перепросмотром, взятые из записей в моих дневниках тех лет, они личностны, однако, как мне кажется, дают представление, как может происходить спонтанный Перепросмотр. « Вспоминая случай из детства, я ощутила давление в области солнечного сплетения, головокружение и в следующее мгновение я оказалась в воде, серые волны, сумерки, я видела горящий остов корабля. Со мной рядом в воде находились двое моих маленьких детей. Я пыталась удержать их, но у меня нахватало сил. Вся моя воля была сконцентрирована на том, чтобы спасти их ,но я знала, что мы утонем, надежды нет…девочка скрылась под водой первой, я держала сына, он смотрел мне в глаза, затем море забрало и его. Отчаяние, невероятная боль, мне осталось только умереть, когда мои легкие стали заполняться водой, я испытала жгучую боль в груди и очнулась.» Это воспоминание –проживание имело такую отчетливую ясность и эмоциональную наполненность, что я никак не могла прийти в себя, боль утраты обрушилась на меня. Однажды я потеряла своих детей. Я поняла, с чем были связаны мои проблемы в этой реальности в отношении детей. Откуда такая озабоченность, желание помогать, защищать. Это моё основное слабое место, которое формируется диалогом, построенным даже не в этом мире: «Дети не должны плакать, не должны страдать, не должны умирать…» Однако, осознание этого момента не решило проблему, я по-прежнему чувствую боль утраты. Я скорблю по тем детям, которых никогда не знала в этой жизни.
Еще один подобный случай произошел совершенно неожиданно, когда я шла по улице. «Внезапное головокружение, я закрыла глаза, а когда открыла, почувствовала, что меня кто-то держит за руку. Это был мужчина. Зной, от него предметы словно плавились. Моё эмоциональное состояние можно охарактеризовать как апатия. Я нахожусь на рыночной площади, прямо на земле сидят бедно одетые мужчины, тут же стоят плетеные корзины с едой. Мужчина, который был рядом делает резкое движение, у меня перерезано горло , кровь заливает грудь, я вижу, как она стекает на мои черные косы и золотое ожерелье из монет».
Оба случая отличались полным погружением, этот мир перестал существовать для меня, словно я приняла сильнейший диссациотив. Исчезла моя личная история, мои цели, существовал только тот момент. Я все помню, я знаю, как подступает смерть, и я знаю, что могу пойти дальше, назад в своих воплощениях, до тех пор, пока не исчезнет время.
В момент такого самопогружения осознаешь, что твоё «Я» - это всего лишь сон, бесконечная череда отражений божественного лика. Мы фиксируем себя в этом мире при помощи памяти и личного опыта. Внутренний мир человека превосходит его рассудок, но эго, в своем стремлении утвердиться, отравляет внутреннюю вселенную рационализмом и однозначностью. Когда мы признаем, что являемся неизвестными, отпустим свое осознание, оно как парус выбросит нас в место, откуда мы родом. Все живые существа обладают инстинктом дома. То, что мы в этом мире пленники было известно с древних времен. Гностики считали себя не принадлежащими этому миру вследствие непреодолимой тяги к освобождению, которая довлеет над людьми. Хотя мы живем в этом мире, мы ему не принадлежим. В зависимости от степени осознанности человека, он воспринимает эту тягу по-разному, может интерпретировать её как стремление удовлетворить физические потребности, честолюбивые амбиции, жажду знаний. Однако, на самом деле есть только одна жажда- жажда Свободы. Как говорил дон Хуан - мы навигаторы бесконечности. И если человек однажды говорит себе: « Я не могу умереть, не здесь, не сейчас, никогда…», значит, он наконец нашел путь, неуклонно следуя по которому, он однажды придет в место, откуда родом все души…
Список литературы:
1.Мирча Элиаде «Аспекты мифа»
2. Филипп К. Дик «Космогония и космология»
3. Э.С. Стулова «Даосская практика достижения бессмертия»
© Баньши Дану 2009 г. |