Главная » Статьи » Разное » :-) |
Сьюзан Финчер, главы из книги Мандала: отражение самости Персидский пастух пристально вглядывается
в ночное небо и видит закручивающийся спиральный рисунок звезд.
Американский ребенок выбирает карандаш и радостно раскрашивает
лист бумаги, снова и снова двигая по кругу руку и кисть. Скандинавский
жрец Бога Солнца становится на мокрый песок и рисует круг вокруг
своих ног. Индийский паломник благоговейно обходит вокруг памятника,
отмечающий просветление Будды. Тибетский монах берет кисть в руку
для того, чтобы начать утреннюю медитацию: рисование традиционного
кругового рисунка. Немецкая монахиня переживает видение Бога как
светящегося колеса. Что общего у этих абсолютно разных людей?
Все они подтверждают неотразимое для человека очаровании круга. Каждое утро я набрасывал в записной
книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю
ситуацию в этот момент… лишь постепенно я обнаружил, что мандала
на самом деле это: … Самость, целостность личности, которая обнаруживается,
если все происходит гармонично. (Юнг, 1965: 195-196). Рост по направлению к целостности – это естественный процесс, который освещает уникальность и индивидуальность человека. Поэтому Юнг называл этот процесс индивидуацией. Он настаивал на уважительном внимании к символам бессознательного как к способу стимулировать личностный рост. Юнг видел спонтанные появления мандал в снах, воображении и творчестве как доказательство того, что происходит индивидуация. Результатом индивидуации является гармоничный союз личности с Самостью, служащей центральным объединяющим принципом. Юнг писал, что основной мотив мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии. Энергия центра проявляется в непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является, так же, как любой организм стремится к достижению той формы, которая характерна для его природы, не взирая на обстоятельства. Об этом центре не думают как об эго и его не ощущают таковым, но, если можно так выразиться, это есть самость. (1973b:73). Где возникла идея мандалы? Круговой мотив появляется в человеческой истории очень рано. В древних наскальных рисунках Африки, Европы и Северной Америки использовались круги, спирали и тому подобные рисунки. Непонятно, для чего они изображались, но мы знаем, что они были чем-то важным, т.к. их было очень много. Что мы знаем о людях, которые не могут помочь нам объяснить их выбор круга как значимого образа? Давайте обратимся к
естественной истории в поисках ответа. Рассмотрим момент, когда мы все
появляемся. Мы растем из крошечного круглого яйца, содержащегося в
матке нашей матери. В ее матке мы окружены и прочно удерживаемся внутри
сферического пространства. Когда наступает время появиться на свет, мы
выталкиваемся серией круговых мускулов через трубчатый родильный канал
и выходим в мир через круглое отверстие.
Рассматривая жизнь наших предков, живших на планете
задолго до нас, мы можем обнаружить еще больше причин для того,
чтобы обосновать важность круга. Древние люди жили близко к природе.
Естественные ритмы небес и земли были для них теми силами, которые
диктовали им стиль жизни. Охота и собирательство были возможны
только при свете солнца. С приходом ночи наши предки отходили
ко сну. Собираясь вокруг огня, они естественно образовывали круг,
поворачиваясь к свету, теплу и движению огня в центре. Если
мы вообразим себе времена наших первых предков, мы поймем, насколько
солнце, звезды и луна должны были их очаровывать. Интерес к этим
природным элементам показывается тем фактом, что самые ранние ритуалы
явно вращались вокруг солнца. Древние мандалы,
высеченные во многих местах мира, показывают благоговение перед солнцем
и луной. Эти круглые небесные тела могли служить для наших предков
природными символами, поддерживающими сознание и помогающими людям
развить их мышление выше исключительно инстинктивных уровней. В Дании
существуют древние росписи, показывающие шаг от инстинктивного
группового мышления к индивидуальному осознанию себя. Похоже, что древние люди использовали этот рисунок
в качестве символа солнца. Тысячи лет спустя тот же самое спонтанно
рисовали дети во время процесса развития их чувства личной идентичности.
Шаг от группового сознания к чувству индивидуальности должен быть
сделан на определенном этапе эволюции человека. Сдвиг в сознании,
которого современные дети достигают совершенно естественно, сначала
должен был быть достигнут несколькими особыми людьми. Могут ли мандалы Дании быть ключом к тому, как это произошло? Загадочная, вечно меняющаяся Луна также могла оказать свое влияние на мышление человека. Легенды маори из тихоокеанского региона наводят на некоторые интригующие возможности того, как это могло быть. Существует множество историй о Мауи, обычном мужчине. В этих историях он встречается с женщиной по имени Нина. Мауи остается одним и тем же неугомонным персонажем на протяжении всех историй. Тем не менее, Нина принимает множество форм. Иногда она – предок Мауи, иногда – его мать, сестра, или другая родственница. Сложно понять, почему персонаж с одним и тем же именем должен быть столь разным. Мы можем начать понимать идентичность столь изменчивой женщины, когда узнаем, что Нина переводится как "луна". Множество ее обличий отражает разные фазы луны: сначала молодая (молодость), затем полная (зрелость) и наконец ущербная (старость). Сьюзан Ланджер (Susanne Langer) предположила, что легенды маори используют луну в качестве естественного символа женщины и женственности. Она пишет: "Луна выражает всю тайну женственности, не только в своих фазах, но и в запутанном временном цикле ее полного исчезновения. Женщины в племенном обществе выработали расписание табу и ритуалов, за которыми мужчины не могли уследить" (1976:191). По прошествии времени и процесса конденсации, который позволил все большему и большему количеству слоев значения ассоциироваться с этим образом, луна стала общедоступным символом, который говорит что-то о самой жизни. Ланджер продолжает: "…так же, как жизнь стремится к полноте с каждой фазой прибывания, так же во время каждого периода убывания мы можем видеть, как старая луна вступает во владение постепенно каждой сверкающей частью. Жизнь поглощается смертью в наглядном процессе и поглощающий монстр был предком свету, который умер. Значимость луны неоспорима. Годы повторений держат картину жизни и смерти перед нашими глазами. Неудивительно, что люди научились созерцать ее, для того, чтобы сформировать свои представления относительно жизни каждого человека на примере этого цикла и осознать смерть как работу духовных предков, тех же, что дают жизнь. Из подобных размышлений должны были возникнуть понятия о возрождении и реинкарнации" (191-192). Через ощущение своего тела, огненные
круги и легко понимаемые примеры солнца и луны, нашим предкам
была представлена форма круга. Неудивительно, что они приняли
круг в качестве символа сознания, и жизни, смерти и возрождения.
Весьма вероятно, что при дальнейшем распространении этих идей,
круг был включен в мифы сотворения многих культур. Эти легенды
ищут ответ на вопрос: "Откуда я пришел?". Мифы о сотворении, основанные
на идее круга, найдены в традициях Европы, Африки и юга Тихоокеанского
региона, а так же в Индии. Ясно, что этот мотив резонирует с глубоким
ощущением человеческой интуиции. В нашей западной культуре круг
как начало всех вещей появился в работах Платона. Он дал нам такое
объяснение творения: "…он создал вселенную как вращающуюся
сферу, одну и одинокую, но по причине своего совершенства бывшую
в состоянии составить компанию самой себе и не нуждавшуюся в дружбе
или знакомстве" (цит. Кауфман, 1961:331). Смена дня и ночи, вечно изменяющаяся луна и ритм смены времен года стали основой взгляда на мир, базирующимся на круге. Эта точка зрения, важная для людей, все еще живущих близко к природе, красноречиво выражена Черным Лосем, старейшиной племени дакота: "Все, что делает Сила Мира, она делает по кругу. Небо круглое, и я слышал, что земля тоже круглая, как мяч, и все звезды такие же. Ветер, когда он сильнее всего, закручивается спиралью. Птицы делают свои гнезда круглыми, их религия такая же, как и у нас. Солнце восходит и заходит по кругу. То же и луна. Даже времена года формируют большой круг, сменяя друг друга и всегда возвращаясь на свое место. Человеческая жизнь - это круг от детства до детства, и так везде, где движется сила" (цит. Нейхардт, 1961: 32-33). Взгляд на мир как на круг имел
для наших предков самое практическое применение. Они видели, что
линия горизонта кажется кругом. Люди, пытаясь безопасно передвигаться
по обширным территориям, изобрели методы ориентации в этом большом
кругу. Разрабатывая схемы нахождения направления, было естественным
начать с пространства, которое они знали лучше всего: с того,
которое занимало их собственное тело. Давайте рассмотрим тело,
со всеми его конечностями и органами как фокальную точку для организации
пространства внутри круга горизонта. Эта схема разделения пространства
использовалась этрусскими предсказателями. Они интерпретировали
события относительно того, где внутри воображаемой мандалы они
происходили. Так же для установления направлений тело использовали
индейцы, у которых центральную точку тела была еще одним направлением.
Кроме того, у них были направления вверх и вниз, выведенные из
вертикального положения тела, что в сумме давало семь направлений.
Знание положения Полярной звезды
было решающим для описанного выше способа ориентирования. Века
наблюдений подтвердили ее неподвижное положение на небе. Наши
предки так же с интересом изучали циклическое появление других
звезд. Они определили созвездия и дали им названия, такие как
Бык (Египет), Рак (Персия), и Овен (Индия). Луна и планеты рассматривались
как божества. Китайцы представляли луну в качестве богини, каждую
ночь останавливавшейся в звездном дворце следующего воина-любовника. Мы можем видеть, как круг использовался
для объяснения того, как начался мир, для нахождения направления
в мире и в качестве символа чудес природы. Неудивительно, что
круг так же был частью ритуалов, направленных на то, чтобы вызвать,
направить, вместить или пригласить переживание божественного.
Многие религиозные ритуалы начинаются с установления священного
круга. Жрицы вуду, например, чертят круг на земле, чтобы послать
приглашение богам. Индейские создатели щитов начинают свою священную
работу с танца в кругу, где они пропевают Создателю свои просьбы
даровать им руководство. Некоторые церемонии используют круговые
движения для вхождения в экстатические состояния сознания. Эскимосы
вырезают круги на камне с повторяющимися ритмическими движениями
в течение долгого времени для того, чтобы войти в транс. Дервиши
кружатся для того, чтобы включиться в святость круга как проявления
небесной гармонии. Захватывающая кульминация церемонии танца солнца
у индейцев наступает, когда вращение участников приостанавливается
веревками, вращающимися в медленном кругу вокруг центральной точки. Люди навахо с юго-запада живут
тихой жизнью, управляемой традиционными понятиями о природе, жизни
и здоровье. Болезнь рассматривается как результат нарушения естественной
гармонии. Когда целителя-навахо просят помочь больному, он начинает
с ритуалов, восстанавливающих природный баланс. Он разглаживает
окружность на земле и создает мандалу из цветного песка. Рисунок
из песка создается в традиционной манере и выбирается целителем
в соответствии с нуждами ситуации. Священный порядок в рисунке
мандалы должен восстановить гармонию, пригласить божеств-помощников
и, таким образом, восстановить здоровье. Известная гора Фудзияма в Японии
является примером природного священного места. Эта гора – вулкан
находится в семидесяти милях на юго-запад от Токио. Это самая
высокая гора Японии, возвышающаяся над уровнем моря более чем
на 12000 футов. Легенда гласит, что вулкан сформировался за одну
ночь в 285 г. до н.э. Он находится в покое с 1700-х годов. Зиггураты строились в соответствии
с планом, основанном на числах и пропорциях, тщательно вычисленных
во время внимательного изучения луны, звезд и планет. Каждая из
них состоит из квадратной усеченной пирамиды, возвышающейся на
определенное количество ступеней. Вершина зиггурата считалась
наиболее священным местом. Часто на ней высаживали священное дерево,
и она служила местом астрономических наблюдений. Восхождение на
вершину зиггурата передвигало человека в центр священной территории.
Как священное место это точка также символизировала Центр, первичный
источник всего творения. Зиггурат действовал в качестве модели
космоса и в его структуре была закодирована история творения. Буддистская святыня в Санчи так
же устроена для ритуального кругового движения. Паломники входят
через восточные ворота, обходят купол по часовой стрелке. Когда
они входят в ворота и двигаются рядом с мощами, они попадают в
мощное измененное состояние сознания (Кравен (Craven). Считается,
что пребывание рядом с мощами Будды оказывает благотворный эффект.
Ходьба по кругу служит усилению интенсивности переживаемого. Это
место было центром религиозных обрядов более двух тысяч лет. Тибетская мандала служит зрительной
помощью при медитации. Мандала так же может быть попыткой проиллюстрировать
текущую духовную реализацию. Юнг (1974) предположил, что именно
так были придуманы первые ритуальные мандалы. Туччи (Tucci) соглашается,
что вначале мандалы были разработаны через опыт интроспекции,
направляемый «некой присущей человеческому духу необходимостью»
(1961:27). Лишь позже они стали использоваться для того, чтобы
проследить путь к тем состояниям сознания, из которого мандала
появилась. Туччи пишет: Мандала в качестве зрительной помощи для достижения желаемых состояний
сознания так же известна в Европе. Удивительный тому пример в
готических соборах – круглые окна, которые притягивают взгляд
и поражают зрителя чувством гармонии, благоговейного трепета и
экзальтации. Средневековые европейские церкви часто использовали
рисунок круглого лабиринта на плитках пола около входа. Эта мандала
является представлением паломничества в святой город Иерусалим.
Паломники молились, двигаясь на коленях от начала лабиринта, медленно
продвигаясь внутрь по направлению к центру Нового Иерусалима.
Чувствуется, что участие в подобном символическом путешествии
помогало набожному христианину продвинуться ближе к мистическому
Иерусалиму, который является метафорой объединения с Богом. Желание поделиться своим опытом,
научить и показать путь другим к такой же реализации вдохновило
Хильдегард из Бингена (Hildegard of Bingen) создать мандалу. Через
свои мандалы Хильдегард выразила понимание Бога, полученное в
ее мистических видениях. Эта христианская святая одиннадцатого
века описывает образ Бога так: "королевский трон внутри круга,
на котором восседает человек, исполненный света удивительной красоты…
И от этого человека, сидящего на троне и полного света, распространяется
круг золотого цвета, как от восходящего солнца. Я не вижу ему
края". (Цит. Фокс (Fox), 1985:40) Другой европейский мистик, Якоб
Бем (Jakob Boehme), создал мандалы, символизирующие христианскую
космологию. В его видении две великие реальности духа и материи
(природы) вращаются вместе как колеса внутри большего круга Божественного.
Он писал: "Колесо природы складывается само в себя извне;
т.к. Бог пребывает Сам в Себе и Его невозможно описать или нарисовать,
Он подобен лишь природе, подобно тому, как Бог изображает Себя
в образе природы; Он везде и пребывает в Себе. Замечание: внешнее
колесо – это Зодиак со звездами, за ними идут семь планет".
(цит. Юнг, 1974:239). Джордано Бруно, итальянец, живший
в эпоху Ренессанса, создал серию мандал, которые, как он верил,
принесут позитивные изменения тем, кто будет их использовать.
Его рисунки представляли собой идеальные формы, которые существуют
на идеальном плане. Он поощрял использование своих мандал в упражнениях
по визуализации. Бруно верил, что при запоминании образов идеальные
формы отпечатаются в воображении. Результатом чего, в свою очередь,
будет изменение личности к лучшему, большая связь с гармонией,
изображенной на его мандалах. Ранние буддисты верили, что существует
два плана существования, два абсолютно разных мира, которые никак
не сообщаются друг с другом. Как объясняет Туччи, первый мир –
это наша знакомая реальность, в которой действует карма, в которой
мы вечно умираем и рождаемся вновь. Другой мир – это нирвана,
достигаемая качественным скачком, когда карма и движущие ей силы
останавливаются или сдерживаются. Это достигается, когда через
познание и жизненный опыт, человек осознает, что вселенная это
"только становление и поток" (Туччи, 1961:3). Это останавливает
механизм кармического процесса и делает возможным попадание в
нирвану. Для достижения просветления человек
должен стараться смотреть сквозь иллюзию разделенности, так, чтобы
ощутить целостность Абсолюта. Это требует перестройки верований
эго. Следовательно, работа по достижению просветления является
внутренней, даже если она поддерживается внешними практиками и
ритуалами, медитацией или другими действиями. Когда традиционная цветная форма
тибетской мандалы закончена, верующий получает инструкции по медитации.
Она разработана таким образом, чтобы провести его через столкновения
с теми его аспектами, которые препятствуют полной реализации чистого
сознания. Эта часть техники требует углубления его понимания традиционных
символов мандалы через личный опыт. Эта внутренняя работа упрощается
визуализацией, основанной на мандале. Верующий вызывает умственный
образ фигур мандалы. Внутренним взором он концентрируется на этих
образах, перемещая их через предписанные изменения относительно
его самого. Для того, чтобы интенсифицировать его опыт, гуру напоминает
ему, что эти образы не реальны, а являются всего лишь проекцией
его собственного воображения. При помощи тренировки и повторения
практик верующий учится вызывать в уме живые образы мандалы и
задерживаться на них как на знаках возвращения из мира разделенности
в реальность объединения, где он связан с чистым сознанием. Таким
образом, мандала служит тибетским верующим дорогой туда и обратно
от различных состояний сознания. Юнг познакомил современную психологию
с идеей мандалы. Его открытия происходят из его собственного внутреннего
исследования. В возрасти тридцати восьми лет Юнг покинул пост
в университете, потому что академическая жизнь утратила свою новизну.
Он посвятил себя внутренней жизни и вел дневник снов, мыслей и
рисунков. Каждое утро в своем дневнике он набрасывал круговой
рисунок, просто следуя внутреннего импульсу. Юнг узнал, что подобные круговые
рисунки назывались мандалами, что означает и центр, и окружность
в индийской традиции. Индийская мандала - это микрокосм идеальной
реальности, с которой верующие восточных религий ищут взаимодействия.
Юнг понял, что мандалы имеют такое же особое значение и для западных
людей. Их значение происходит из их роли в качестве символа Самости.
Юн | |
Категория: :-) | Добавил: Helm (11.12.2009) | |
Просмотров: 3511 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||