Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Наша кнопка |
---|
Главная » Статьи » Магия » Традиционное ремесло |
«Ариадна» Лора ПерриБольшинство людей знают об Ариадне из греческой истории о Тесее и Минотавре, но Ариадна не гречанка. Знакомая легенда гласит, что она девушка или принцесса со средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от Греции, и это наш ключ к ее истинной личности и происхождению. Она гораздо больше, чем просто девушка с клубком ниток. На самом деле она минойская богиня. Минойцы древнего Крита были удивительной цивилизацией, но, скорее всего, ваш школьный учебник истории даже не упоминал о них. Они процветали примерно в то же время, что древний и средний Египет, в том же тысячелетии, когда шумеры и вавилоняне процветали в Месопотамии. В исторических курсах, минойцы если и упоминаются, то их часто смешивают с греками, хотя они не были греками. Это происходит потому, что остров Крит стал частью современного государства Греции примерно с прошлого века, и для авторов учебников легко разделить мир на основе современных национальных границ. Но Минойская цивилизация началась до появления первых греков – микенцев - и закончилась за столетия до появления эллинских греков (классических греков театральной драмы и мраморных статуй). У минойцев был свой пантеон, свои храмы и гробницы, свои ритуалы и святыни. И среди божеств, которым они поклонялись, мы находим прекрасную и могущественную Ариадну. Если мы хотим узнать, кем была на самом деле Ариадна, нам придется вернуться на несколько веков до возникновения греческой цивилизации. История о Тесее и Минотавре была создана греками, чтобы объединить минойскую мифологию с греческой, демонизировать минойцев и представить греков в лучшем свете. Нет, греки не были злыми людьми. Такого рода "мифологическая дезинформация" была распространена во всем мире и во все времена. Это бесконечное противоборство культов. И греки были настолько хороши в этом, что Тесей, культурный герой, которого они изобрели, долгое время ассоциировался с минойцами, хотя на самом деле он не существовал в минойские времена. Итак, если Тесея не было рядом с Ариадной, которая якобы передала ему клубок ниток, что же она тогда делала? Какое место она занимала в минойской духовности? Во-первых, у нее был знаменитый лабиринт, который действительно восходит к минойским временам. Что же такое лабиринт? Некоторые буквально мыслящие люди пытались отождествить его с реальным зданием. Огромный храмовый комплекс в Кноссе, занимающий шесть акров (около двух гектаров) и первоначально поднимающийся на четыре или более этажей, безусловно, похож на лабиринт. Некоторые авторы решили, что одним из больших древних храмовых комплексов в Египте является лабиринт, хотя очевидно, что Египет расположен не совсем рядом с Критом. Греки пытались приписать лабиринт себе, говоря, что их мифический герой Дедал отправился из Греции на Крит, чтобы построить его для царя Миноса в качестве тюрьмы для Минотавра. В этой части мифологии Ариадна вообще не упоминается; греки поочередно низводили ее до уровня простой девушки и стирали её из истории. Так вот, Минос и Минотавр - это боги минойского пантеона, а не смертный царь и чудовище. Но это уже другая история. Гораздо более вероятно, что лабиринт Ариадны был духовным символом, а не физической структурой. Настоящий лабиринт-это не лабиринт, в котором вы можете заблудиться, а единственная спиральная тропинка, которая уверенно ведет вас в центр и безопасно возвращает обратно. Это инструмент для духовных путешествий. В наши дни люди любят ходить по лабиринтам в церквях, в центрах духовного уединения и даже в открытых садах. Эта деятельность восходит к древнему Криту, к танцам во время сбора урожая, которые минойцы исполняли на круглых гумнах возле своих полей. Эти народные танцы эволюционировали в нечто более формальное, что в конечном итоге было названо танцем журавля, и Ариадна находится в центре этого танца. Спиральный или лабиринтный танец - это не путь к чудовищу, а духовное путешествие с Ариадной в качестве проводника. В одной из версий историй о греческом мифическом герое Дедале описывается, как он строил площадку для танца Ариадны. Ее площадка была так хорошо известна в древнем мире, что в "Илиаде" Гомера (которая, вероятно, старше сказаний о Дедале) описывается щит, сделанный Гефестом, покрытый всевозможными украшениями, включая изображение танцевальной площадки, точно такой же, как у Ариадны в Кноссе. Ариадна не просто красивая девушка. Она - могущественная богиня, Королева Пчёл, Мелисса, древняя пчелиная богиня, чья работа - охранять предков и духов в Подземном Мире. Поэтому понятно, почему она возглавляла танцы во время сбора урожая, отмечающие изобилие сезона и представляющие благодарность предкам за дар еще одного хорошего урожая. Может показаться странным, что урожай связан с подземным миром, но для минойцев и других древних культур эта связь была очевидна. Вы сажаете семена в почву, толкая их вниз к подземному миру, и они волшебным образом вырастают в растения, как будто какая-то невидимая сила снизу подталкивала их вверх. Эта невидимая сила, конечно, есть боги и духи, обитающие в Подземном Мире. Поэтому минойцы танцевали вокруг своих площадок для обмолота зерна и, позднее, вокруг своих храмов в честь предков и Ариадны, царицы подземного мира. Если вы думаете, что кружение по спирали, предназначенное для спуска в подземный мир, похоже на шаманскую деятельность, вы правы. Древние культуры не отделяли шаманские или духовные практики от формального поклонения, как это делают многие современные религии. Вместо этого они объединили их в единое целое. Таким образом, Ариадна также является шаманской богиней, проводником, который может помочь нам пройти между мирами для получения исцеления, изобилия и защиты. И конечно, чтобы выразить нашу благодарность за полученные дары. Этот шаманский или подземный аспект Ариадны заметен в одном из наиболее распространенных способов, которым современные язычники изображают ее на своих алтарях – в богине-змее. Вы, наверное, видели знаменитую статуэтку из древнего Кносса: женщина в длинной волнистой юбке, обнаженная грудь, поднятые руки сжимают извивающихся змей. Есть современные укротители змей на Крите, которые говорят, что их практика восходит к минойским временам (слава богу, на Крите нет ядовитых змей!). Независимо от того, правдива история укротителей змей или нет, змея представляет мощный символ обновления и регенерации благодаря своему свойству сбрасывания кожи. И змеи выходят из нор в земле, источник их связи с подземным миром и всем, что он символизирует. Поэтому Ариадна предлагает нам лабиринт как духовный инструмент для совершения наших внутренних путешествий, для спуска в наши собственные глубины, чтобы увидеть, что там находится. Она ведет нас к внутренней трансформации. И нет, вам не нужен целый этаж, расписанный под лабиринт, или сад со встроенным полноразмерным лабиринтом. Вполне возможно "пройтись" по лабиринту в гораздо меньшем масштабе, используя нечто, называемое пальцевым лабиринтом. Есть красивые деревянные и керамические пальцевые лабиринты, доступные в интернете и в языческих магазинах, но вы можете просто нарисовать или распечатать изображение лабиринта на листе бумаги. Убедитесь, что он достаточно большой, чтобы вы могли проследить путь пальцем, не теряясь и случайно переключаясь на другую линию. Затем "пройдитесь" по лабиринту, медленно и с медитативной сосредоточенностью, попросив Ариадну вести вас. Поскольку лабиринт представляет и символ, и объект, масштаб вашего спирального пути не имеет такого значения, как ваше намерение и внимание. Связь Ариадны с подземным миром имеет больше аспектов, чем просто лабиринт. Согласно классической работе Карла Керени "Дионис: архетипический образ неразрушимой жизни", Ариадна была великой богиней древнего Крита, одновременно богиней растительности и царицей подземного мира. Согласно не менее классической книге, Шарлин Спретнак "Потерянные богини ранней Греции: собрание доэллинских мифов", Элевсинские мистерии, которые были так известны в эллинской Греции, на самом деле начались на минойском Крите несколькими столетиями раньше. И первоначально они были сосредоточены на ряде мифов, связанных с Ариадной. Греческая версия мистерий сосредотачивается вокруг мифического цикла, который объясняет времена года - рост и урожай зерновых культур и паровое или "мертвое" время в конце каждого сельскохозяйственного цикла - через истории Деметры и Персефоны. Прежде чем я перейду к самим мифам, мне нужно объяснить, как работают времена года в Средиземноморье. Сюда относятся не только Греция и Крит, но и все земли, окружающие Средиземное море: прибрежная Европа, Левант, Северная Африка и все острова, разбросанные по побережью Средиземного моря. Сезонно-циклические мифы Элевсинских мистерий зародились в Средиземноморье, где "мертвое время" - это лето, а не зима, что многим читателям может показаться совершенно незнакомым. Средиземноморский регион имеет два сезона, дождливый и сухой, а не четырехсезонный цикл весна-лето-осень-зима, с которым многие из нас знакомы в северных умеренных районах. В Средиземноморье люди сажают свои полевые культуры осенью. Урожай растет в течение мягкой, дождливой зимы и собирается весной. Потом дожди прекращаются, и лето становится ужасно жарким и сухим. Все становится хрустящим и коричневым. На Крите все ручьи пересыхают а многие реки превращаются в ручейки. Многие европейские и американские пересказы истории Деметры-Персефоны меняют времена года, так что "мертвое время" - это зима, что имеет смысл в большей части Северной Европы и Северной Америки. Но изначально все было не так. В греческой версии истории Гадес - бог, правящий подземным миром, - решил, что хочет взять в жены Персефону, и похитил ее в свою обитель. Мать Персефоны, богиня урожая Деметра, была убита горем и разгневана. Когда она не смогла заставить Гадеса освободить ее дочь, она отомстила, отказавшись применить свою обычную магию к растительному царству и позволив всей растительности умереть. Только когда Зевс, наконец, согласился вмешаться и договориться об освобождении Персефоны, Деметра заставила растения снова зазеленеть. В греческой истории мы видим богинь в пассивных ролях, похищенных или вынужденных уговаривать других божеств помочь им. Но в минойском оригинале Ариадна действует по собственной воле. Она - королева подземного мира, а также Богиня, которая вдохновляет зеленые растения. После сбора урожая, когда больше не было необходимости стимулировать урожай и рост диких растений, она возвращается в подземный мир, чтобы заботиться о духах, которые находятся там на её попечении. Она делает этот выбор по собственной воле, и когда она спускается туда, дожди прекращаются, и жаркое лето наступает на острове Крит, и он становится хрустяще-сухим и коричневым. Когда наступает время для посева урожая следующего сезона, она возвращается в верхний мир – возможно, ее мать Рея дает ей знать, что пора возвращаться – и снова начинаются дожди. Цикл повторяется, и начинают расти зеленые растения. Ариадна находится в центре этой истории, и она была в центре первоначальной Минойской версии Элевсинских мистерий. Более поздние греческие мистерии учили посвященных бессмертию души, и более ранние минойские ритуалы, вероятно, делали то же самое. Сезонные и сельскохозяйственные циклы, которые представляют собой нисхождение и подъем Ариадны, также являются мощными метафорами рождения и возрождения через перевоплощение – переселение душ, как позже учили Пифагор и другие. Как королева подземного мира, Ариадна охраняет души, которые ожидают в пространстве между смертью и рождением, оберегая их и направляя к следующей части их путешествия. Как и поздние греки, минойцы использовали алкоголь и травяные галлюциногены для усиления эмоционального воздействия в своих ритуалах. Мы знаем, что энтеогены использовались во время греческих Элевсинских мистерий, поэтому вполне вероятно, что они также использовались в минойские времена. Минойцы особенно любили опиум для такого рода употребления, поэтому знаменитая статуэтка маковой богини с древнего Крита может представлять этот аспект мистерий или даже одно из лиц самой Ариадны. Одно из необычных занятий, в котором принимали участие минойцы, связано с ролью Ариадны как богини растительности. Это так называемый ритуал тряски деревьев. Сцены с минойских колец с печатями показывают, как мужчины и женщины хватаются за ветви деревьев, стоящих на вершинах святилищ, потрясают этими ветвями и дико танцуют, запрокинув головы. Возможно, это одно из ритуальных действий, в котором для усиления воздействия использовались энтеогены. Плодоносящие деревья были обычным символом богини во всем древнем Средиземноморье и на Ближнем Востоке, и Крит не был исключением. Критская финиковая пальма (Phoenix theophrasti) была священным деревом богини и её изображали в ритуале встряхивания деревьев в минойском искусстве. На кольцах с печатями изображены как ветви деревьев, так и гроздья фиников, которые встряхивают во время ритуалов. Эта часть ритуального и мифологического репертуара Ариадны исчезла после краха минойской цивилизации, но мы можем видеть ее слабый след в более поздней греческой сказке о Тесее и Ариадне, когда Ариадна вешается на дереве после того, как Тесей покидает ее. Мы видели, что коллекция символов Ариадны включает лабиринт во всех его вариациях, а также финиковую пальму. Она связана с циклами сезонов, включая как прорастание новых побегов, так и сбор зрелых культур. Она так же богиня змей, богиня мака и богиня пчёл. Так что, если вы заинтересованы в общении с ней, лучше всего начать с одного или нескольких из этих символов, любого, который вас позовёт, который откликнется в глубине вашего мозга, как возможный путь вперед. Именно через символы боги легче всего могут говорить с нами, и Ариадна не исключение. Если мы освободим Ариадну из её «униженного» положения в более поздних греческих мифах, мы сможем увидеть, что она является могущественной минойской богиней, которая тесно связана с природными циклами жизни и смерти. Поэтому её легко понять современным язычникам, даже тем из нас, кто не живет в средиземноморском климате. В конце концов, в каждой области Земли есть Времена Года того или иного рода. И каждый из нас проходит через времена года своей жизни. © Перевод Баньши Дану, 2020 г. | |
Категория: Традиционное ремесло | Добавил: Баньши_Дану (04.10.2020) | |
Просмотров: 375
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |