Из Божественного Ничто, из Ungrund’a в вечности реализуется Бог, Бог
Троичный; Бог Троичный творит мир. Это значит, что в вечности
существует теогонический процесс, богорождение. Самое время и история
есть внутреннее содержание божественной драмы в вечности. Это
гениальнее всего раскрывает Я. Бёме. И менее всего это означает
пантеизм.
Наибольшую трудность для рационального метафизического и теологического
истолковывают представляет мистический гнозис Якова Бёме, величайшего
из мистиков гностического типа всех времен. Гнозис Я. Бёме выражается
не в понятиях, а в мифах и символах. Бёме визионер. Он живёт в духовном
мире, и то, что он там видит, не переводимо на язык мира
объективированного. Ему открывается то, что лежит глубже того мира
объектов, с которым имеет дело интеллект со своими понятиями.
Бёме преодолевает границы греческой мысли, греческий интеллектуализм и
интеллектуалистическую онтологию. Ungrund глубже Бога. В видении Бёме
раскрывается огненность и динамичность глубины бытия, вернее, глубины
большей, чем само бытие. Бёме близок к Гераклиту в греческой мысли, но
он есть разрыв с античной философией. Им вносится динамический принцип.
Бёме пытается раскрыть тайну генезиса, процесса теогонического,
космогонического и антропогонического. Но в германской метафизике
видение Беме было настолько рационализировано и изменено, что приобрело
уже совсем не христианский характер, чего у самого Беме не было.
Мистика самого Бёме очень христоцентрична.
Николай Бердяев. |